"НГ" предложила ведущим политологам ответить на два вопроса:
1. Как вы считаете, насколько прочным может быть этот союз?
2. Могут ли стороны в процессе всенародного обсуждения внести в текст значительные поправки?
Сергей Марков, директор Института политических исследований
1. Договор этот не может быть прочным, потому что прежде всего нет твердой политической воли к объединению. Это очередной этап топтания на месте, который не будет реализован, как не были практически реализованы никакие прежние договоренности. Ничего не произойдет, пока не изменится политическая ситуация в России, пока у высшего политического руководства не появится воля для того, чтобы серьезно двигаться вперед к союзному государству. Этот договор - не столько шаг вперед к объединению, сколько очередная профанация интеграционных процессов.
2. Я думаю, что всенародное обсуждение не ведет ни к каким поправкам со стороны населения. Поправки если и будут, то они будут внесены, конечно, не народом, а элитными группами, как результат изменившейся политической ситуации. Таким образом, всенародное обсуждение - это форма откладывания подписания этих договоренностей. А будут они внесены или нет - это полностью зависит от позиции собственно правительства, как они будут к этому подходить. Если Кремль захочет резко вперед пойти в процессе интеграции, то они будут внесены, если Кремль захочет сохранить непрерывную ситуацию, не будет никаких поправок, если Кремль не захочет такое подписывать, посчитав, что это накладывает на него чересчур большие обязанности, то будут внесены поправки в сторону полного выхолащивания этих документов.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ
1. Гарантией прочности российско-белорусской интеграции выступает, безусловно, не договор в первую очередь, а взаимное стремление народов или большинства населения России и Белоруссии, причем большинства подавляющего. И этот фактор должен будет учитываться любыми политиками и в России, и в Белоруссии, и сейчас, и в будущем. Конечно, абсолютно не все равно с точки зрения развития союзного государства, кто будет во главе России, во главе Белоруссии. Что касается самого текста договора, то это очередной компромиссный документ. В нем делаются определенные шаги вперед по сравнению с предыдущим уставом Союза России и Белоруссии, но далеко не решающие и кардинальные. Конечно, договоренность о единой денежной системе, едином эмиссионном центре - это важная договоренность. Но, с другой стороны, мы видим, что в политической сфере значительного продвижения не произошло.
2. Мне кажется, что это не исключено. Такой вывод можно сделать из последних выступлений Лукашенко, где он критиковал проект Союзного договора, и из того факта, что белорусское правительство не принимает участия в Совете глав правительств СНГ в Ялте. Обе стороны готовы совершенствовать текст этого документа. Могут быть очень значительные и разноречивые поправки как в России, так и в Белоруссии. В Белоруссии, конечно, они будут исходить исключительно и только от правящей элиты, т.е. с ее благословения и одобрения, а в России, где верховная власть в такой степени не контролирует общество, могут быть поправки самого разного свойства от разных политических партий и групп.
Вячеслав Никонов, фонд "Политика"
1. Я, откровенно говоря, не вижу в этом договоре ничего нового по сравнению с тем, который был подписан два года назад. Поэтому я не думаю, что будет какой-то прорыв в создании союза.
2. Это будет зависеть от политической воли прежде всего в Кремле. Лукашенко готов идти достаточно далеко в процессе интеграции, Кремль ставит более ограниченные цели. Если изменится позиция Москвы, то в этом случае могут быть изменения и в тексте договора. Но сами понимаете, что всенародное обсуждение, которое проходит в России, оно может повлиять, а может и не повлиять на позицию белорусского руководства.
Также был проведен опрос граждан у Белорусского вокзала столицы, им был задан всего лишь один вопрос: "Ваше отношение к союзу двух государств?"
Сергей Мостовщиков, 31 год, Омск:
- Это дело хорошее. Наши народы - братские. И поэтому вполне могут и должны жить в одном государстве. Правда, я не сторонник того, чтобы все происходило в один момент. Нужно создать все условия: экономические, юридические, и т. д. Как говорит поговорка: "Широко шагаешь - штаны порвешь".
Татьяна Скачкова, 42 года, Брест:
- Хорошо будет, если мы объединимся. Единственное, что мне не нравится, так это перемены. Изменится все, например деньги опять другие будут. Мы только привыкать начали к "зайчикам", и вот опять рубли, наверное, станут.
Сергей Виноградский, 40 лет, Москва:
- Я считаю, что этот союз нам не нужен. Конечно, я за дружбу, но ведь и сейчас у нас в Российской Федерации есть субъекты Федерации. Например, Татарстан и Башкортостан. Так зачем же объединяться? Можно просто создать еще один субъект Федерации в составе России, и все, а дружить можно хоть с Америкой.
Анна Иванкова, 60 лет, Минск:
- Что, что вы говорите? А, Союз Белоруссии и России. Это, что, как при СССР? Ой, вы знаете я об этом еще даже и не слыхала, сейчас вот к дочери в гости приехала. Но если мы объединимся, как раньше, то думаю, что будет лучше. Всегда ведь лучше, когда вместе, а не врозь.