ВЧЕРАШНЯЯ пресс-конференция Сергея Степашина и Григория Явлинского явилась своеобразным "послесловием" "ЯБЛОКА" к встрече председателя правительства Владимира Путина с отставными премьерами и лидерами думских фракций. "Ну какая может быть конфиденциальность, если в разговоре участвовали Николай Харитонов и Владимир Жириновский?" - пошутил г-н Явлинский, намекая на то, что он-то, конечно, кремень.
Секрет полишинеля заключался, видимо, в том, что Путин не просто советовался с ведущими российскими политиками по чеченской операции, прося у них моральной поддержки, но и прощупывал их реакцию на действия федеральных властей. Реакция, кажется, была адекватной - все дружно поддержали борьбу с террористами, а по другим конкретным вопросам мнения разошлись. "ЯБЛОКО", в частности, обнародовало политическое заявление, в котором явно просматривается желание отмежеваться от официальной позиции российского правительства.
Речь, по всей вероятности, идет именно о продолжении широкомасштабной сухопутной операции федеральных войск на территории Чечни. По мнению "ЯБЛОКА", она в настоящее время не только не отвечает задаче борьбы с терроризмом, но и может серьезно осложнить ситуацию на Северном Кавказе и в России в целом. Первые симптомы такого осложнения "яблочники" видят в том, что сегодня идет сознательное дозирование информации о состоянии дел в зоне боевых действий. Плохое материальное обеспечение войск и серьезные потери, которые понесли федеральные силы в Дагестане в августе-сентябре этого года (250 погибших и 800 раненых), говорят о том, что трагический опыт войны в Чечне в 1994-1996 годах все-таки игнорируется.
Недопустимо, по мнению "ЯБЛОКА", создавать в Чечне марионеточные органы власти. Григорий Явлинский, в частности, считает, что те чеченские парламентарии, с которыми накоротке встречался Путин, не легитимны даже с формальной точки зрения, поскольку срок их работы в "виртуальном" парламенте давно истек. Вывод напрашивается один - одновременно с проведением боевых операций необходимо готовить официальную встречу с Асланом Масхадовым, а также любыми путями находить общий язык с местным населением Чечни. По словам Сергея Степашина, Масхадов уже "выходил на него", и Сергей Вадимович готов выполнить роль посредника в переговорах между чеченским лидером и руководством России. Сами же переговоры должны вестись по четкой формуле: "Наша безопасность - ваша самостоятельность". Ни о какой независимости Чеченской Республики Ичкерия в данный момент речь идти уже не может.
Судя по всему, ситуация в Чечне сегодня перешла в новую качественную стадию, когда исполнительной власти и силовикам в лице Владимира Путина требуется серьезная политическая поддержка (чего, конечно, очень трудно добиться накануне выборов). Все знают, что первая часть военной операции в Чечне закончена - войска вышли к Тереку. Что дальше? "Дальше идти не надо!" - почти хором говорят лидеры "ЯБЛОКА". "Однако военными понукать нельзя, им необходима серьезная правовая и социальная поддержка", - дополняет наученный горьким чеченским опытом Сергей Степашин. "За Чечню отвечают президент и Путин", - по своему обыкновению заявляет Григорий Явлинский.