ВОСКРЕСНАЯ программа Сергея Доренко на ОРТ в последний раз, в общем, была похожа на все остальные - много ерничанья, много фарсовости, много журналистского и личного напора. Программа Евгения Киселева "Итоги" в то же воскресенье была также похожа на себя, привычную и вполне консервативную, - джентльменский набор гостей в студии, опросы, комментарии. И в том, и в другом случае - понятные и закономерные наскоки и разоблачения. В первом случае - Лужкова (точнее - его семьи), во втором - другой "семьи".
С момента "возрождения" Доренко противостояние между двумя каналами - ОРТ и НТВ - окрепло и набрало силу. НТВ упорно не хотело и не хочет признавать тот факт, что доля "Итогов" стала заметно отставать от доли программы Доренко. Хотя, например, по данным Агентства исследований социума и телерадиовещания (АИСТ), 26 сентября 1999-го доля программы Доренко составляла 26,1%, в то время как доля "Итогов. Предисловия" в тот же день - 24,2%, а основных "Итогов" - лишь 14,5. (Напомним, что доля - это процент людей, в данный конкретный момент смотрящих телевизор.) Впрочем, и 14,5 - доля немалая. Однако отметим все же тот факт, что доля "первых" "Итогов" почти в два раза больше, чем доля "вторых", основных. Чтобы понять, почему это так, долго думать не надо. На четвертую кнопку теперь стали нажимать лишь ближе к десяти часам вечера, по окончании программы Доренко. Совершенно очевидно это стало в минувшее воскресенье, когда Сергей Доренко привлек все свои актерские и лингвистические способности в 45-минутном сюжете, посвященном связям семьи Лужкова с Андреем Батуриным и фирмой "Мабетекс". В принципе все, на что Доренко потратил 45 минут, легко укладывалось максимум в пятнадцать, и сейчас, пожалуй, не время и не место говорить о сути доренковского сюжета. Дело в оружии, которым Доренко пытается расправиться с недругами. В минувшее воскресенье таким оружием стал смех. Доренко избрал форму фарса, с блеском сыгранного им в собственном театре одного актера. Его лингвистические экзерсисы, доказывающие принадлежность Андрея Батурина к семье Лужкова, оканчивающиеся софистическим, но изящным выводом "Юрий Михайлович Лужков - это Ленин", как это ни парадоксально для серьезной аналитической программы, в сознании зрителя обрели вес куда более солидный и неожиданно вызвали доверие куда большее, чем любые интерактивные опросы, любые прямолинейные обвинения, комментирование любых документов, поданные тяжеловесно, многозначительно и до скрежета зубовного привычно. Без которых "Итоги" Евгения Киселева уже просто немыслимы. Кстати, руководство ОРТ, заранее предохраняя себя от возможных контрмер НТВ, в последний момент запретило выпуск программы Доренко на "Орбиту".
Никто не призывает предвыборную борьбу превращать в фарс и хохот до упаду. Но последняя программа Сергея Доренко доказала один из постулатов знаменитого французского специалиста по политической рекламе, "творца" французских президентов Жака Сегела - избегать повторов, штампов, варьировать, искать новое. Можно пофантазировать: Доренко знал о визите в Москву г-на Сегела и подготовил к его приезду этакий вот сюрприз. Мол, и мы не лыком шиты! Позавчера "отвязный" Доренко дал много очков вперед законсервированному и заштампованному Киселеву. Впрочем, тот же Сегела предупреждал, что слишком много смеха во время предвыборной кампании может сильно подпортить судьбу кандидата.