0
952
Газета Политика Интернет-версия

05.10.1999 00:00:00

Образование по таксе

Тэги: коммерческие ВУЗы, образование


ПЛАТНОЕ образование стало реальностью нашей жизни. Былые подвижники уступают место ловким людям, подчас не обладающим необходимыми нравственными качествами. Подобно вездесущим насекомым пролезают они в прорехи законодательства и, преодолевая традиционную российскую доверчивость, устраивают здесь свой бизнес.

...Институт подготовки госслужащих. Отделанный мрамором вестибюль залит светом хрустальных люстр. На стендах, красочных буклетах и телевизионных экранах назойливо мелькает упитанный господин - это преуспевающий ректор и по совместительству владелец института. Временами появляется он сам в сопровождении личного телеоператора, долженствующего запечатлеть сцены его общения с народом. Создание образа Лучезарного обходится недешево, откуда же берутся средства в скромном, малоизвестном институте, если бедствуют заведения, принесшие славу отечественной высшей школе?

Идея надеть ученую мантию пришла к нашему герою пять лет назад, но пришла не сразу. До этого появлялись мысли организовать коне- или птицеферму, издавать романы или, наоборот, заняться приемом макулатуры. В конце концов от мелочевки пришлось отказаться. Тогда установилась мода на власть, каждый хотел стать президентом, хотя бы маленьким, или на худой конец депутатом. Предпринятая попытка не увенчалась успехом, но придала уверенности: проникнуть во власть все-таки можно, нужно только найти подходящую щель. На ум пришло старое правило: если нет личных результатов, становись тренером.

Учить на президента - вот поистине достойная цель, особенно если учесть, что образовательные учреждения имеют значительные льготы по налогообложению. В те годы, когда ПТУ легко превращались в академии, замахиваться меньше чем на университет было бы неприлично. Так возникла идея создать университет для подготовки президентов и зарегистрировать его на себя и сыновей. Получалась та же семейная ферма, только по выращиванию птиц более высокого полета. Одна беда: президенты учиться не хотели, потому пришлось умерить аппетиты и довольствоваться скромным рангом института подготовки госслужащих. Учредить подобное заведение не составило особого труда, как и самоназначить себя ректором. Присовокупить к этой должности высокие ученые звания тоже оказалось делом техники, тем более что для каждого звания имелась соответствующая цена. Оставалось решить главную проблему: как добиться того, чтобы закрепиться на ниве народного образования и не погибнуть под ногами многочисленных сеятелей.

Главная ставка была сделана на студентов-заочников из дальних, как ранее говорилось, национальных окраин. Взволновались оленеводы в улусах, оживились звероловы в аймаках, увлеченные возможностью получить без особых хлопот образование в столичном вузе, - шибко захотелось им, однако, стать бакалаврами. Они-то и составили главный студенческий контингент. Очников же соблазнили возможностью учиться три дня в неделю вместо обычных шести - ну кто из молодых откажется от такого подарка? И преподавателям опять-таки не надо платить за сокращенные аудиторные занятия. Для отчетности перед контролирующими образовательными ведомствами была введена липовая бухгалтерия, а их представителей, чтобы не проявляли придирчивости, зачислили на должности ректорских советников. На первый взгляд вроде бы все хорошо, не станешь же обращать внимание на такое заурядное явление, как взятка российским чиновникам, тем более что в институте подготовки госслужащих оно достойно стать предметом специального учебного курса. А на второй взгляд?

Плохо пришлось прежде всего студентам, получающим вместо необходимых знаний выхолощенный суррогат. Преподаватели, оперирующие с урезанным количеством учебных часов, вынуждены сократить свои курсы за счет семинаров и практических занятий. Отсутствие вступительных экзаменов, месячное по сравнению с общепринятым запаздывание начала занятий обусловили приход в институт лиц с низким уровнем подготовки, тех, кто не поступил в обычные вузы. Сложившаяся система не способствовала повышению этого уровня. Домашние задания, тесты для самопроверки, контрольные работы, зачеты, экзамены - вся привычная вузовская атрибутика здесь сведена по существу на нет. Как ни учись, положительная оценка обеспечена (меньше, раз деньги плачены, нельзя), а на последнем курсе можно купить чью-либо прошлогоднюю дипломную работу, останется только заменить титульный лист. Заочникам тоже несладко. Лишь незначительная часть выполняет задания установленным порядком, большинство же приурочивает их к тому времени, когда в национальной окраине высаживается немногочисленный институтский десант для проведения сессии и чтения установочных лекций. Будь студенты прилежными учениками, десантникам пришлось бы проверять тысячи контрольных работ. К их счастью, этого не происходит, и тогда вступают законы рынка. Таксы установлены на все, вплоть до выписки диплома. Оправдываются просто: такой ли уж большой грех брать дополнительную плату за свою работу, когда дипломами торгуют на улицах? Как же сменились нравственные ориентиры общества, когда отсчет ведется не от высоких образцов!

В жалком положении оказался и профессорско-преподавательский состав. Устроенная ректором рекламная кампания требовала приглашения в институт ведущих специалистов с громкими именами. Пришедшие из авторитетных московских вузов, привыкшие к устойчивой, отлаженной годами системе организации учебного процесса, главным звеном которой является Учитель, они с удивлением наблюдали за новым образованием. Ни заседаний ученого совета или кафедр, ни планов, ни методической работы - ничего такого нет и в помине. Всем заправляет ректор. Он вводит новые и исключает старые учебные дисциплины, определяет их емкость, устанавливает и произвольно кроит штатное расписание, меняет по своему вкусу оклады и расценки. Дух всевластия, проникший в каждую клеточку институтского организма, вскружил ему голову, этому же в немалой степени способствовали закупленные оптом научные регалии.

Все несогласные или же просто желающие улучшить сложившуюся систему стали немедленно изгоняться, невзирая на звания и заслуги. "Во-он!" - то и дело раздается из ректорского кабинета. Тот, кто хоть в малой степени угрожает мнимому величию ректора, может быть уволен по ничтожному поводу. Таких за пять лет существования института насчитывается несколько десятков. Ректорский произвол переступил все мыслимые границы, впрочем, пример есть с кого брать: недаром он с самого начала намеревался учить на президента. Нередко возмущенные студенты уходят из института вслед за изгнанным профессором. Так случилось в июне этого года, когда за деканом психологического факультета последовали практически в полном составе все четыре курса, более ста студентов. "Мы считаем, что такие люди, как здешний ректор, недостойны заниматься образованием молодежи", - написали они в своем письме. Милым наивным девушкам хватило неполного года, чтобы прийти к истине, до сих пор непостижимой для государственных мужей. Они же отреагировали на уход студентов своеобразно: выдали аккредитацию на эту специальность - продолжайте, дескать, в том же духе.

К взиманию платы за учебу прибегают сейчас многие вузы, что связано, как правило, с дополнительными образовательными услугами, и о нарушении общепринятых стандартов речи не идет. Здесь же мы сталкиваемся с прямой фальсификацией: мнимый учебный процесс, мнимый ректор-академик, его мнимые труды... И пока наша высшая школа не скатилась с помощью подобных фальсификаторов до опасной черты, необходимо поставить действенные преграды на пути бессовестного бизнеса. Государственный контроль, сводящийся к выдаче лицензий и удостоверений об аккредитации, явно недостаточен. Следует ограничить возможность частных лиц по учреждению вузов, а их деятельность поставить под строгий контроль общественности путем создания попечительских и наблюдательных советов. Они должны следить за качеством учебного процесса, проверять квалификацию и морально-этические качества тех, кому доверено обучение юношества, а также ограждать профессорско-преподавательский состав от произвола зарвавшихся руководителей.

Скоро институт подготовки госслужащих начнет новый учебный год. Темными вечерами студенты будут осторожно передвигаться по плохо освещенным коридорам - свет нужно беречь для вестибюля и лучей славы ректора. А тот продолжает изобретать новые способы выколачивания денег. Теперь в сферу его интересов вошли страны Латинской Америки, где тоже много президентов. Та же национальная окраина, но уже планетарного масштаба. Если тамошние аборигены окажутся достойными российских, то ректорская казна пополнится валютными поступлениями. Их хватит на то, чтобы заказать собственный портрет у Шилова или даже гигантскую статую у Церетели. Потом можно уже вплотную приникнуть к государственной или ооновской кормушке. Увы, щелей для этого пока еще предостаточно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1338
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1202
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1131
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1298

Другие новости