0
1042
Газета Политика Интернет-версия

02.10.1999 00:00:00

Неверный шаг в правильном направлении

Тэги: Чечня, выборы, Путин


НА ФОНЕ развивающейся в Чечне силовой операции все ждали от российского руководства хотя бы намека на планируемые политические меры по урегулированию северокавказского кризиса. Премьер-министр РФ Владимир Путин уже давно заявил о намерении Москвы сформировать чеченское "правительство в изгнании". Многие советовали ему не создавать очередные "марионеточные" власти. Вчера стало ясно, что Путин из всех возможных вариантов поиска союзников России в Чечне, которые действительно представляли бы в республике влиятельную силу, выбрал наихудший. При этом отнюдь не в скобках следует заметить, что само направление движения правительством избрано правильно: ясно, что после сужения территории Ичкерии за счет равнинных районов вновь актуализируется идея Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации. Кто-то эту фактически восстанавливаемую республику должен возглавлять, олицетворять.

От российского премьера в течение всего дня в пятницу ожидали важного заявления по Чечне, ходили слухи, что он встречается в Белом доме то ли с Казбеком Махашевым, то ли с чеченскими предпринимателями. Но, выйдя из своего кабинета, Путин всех изумил заявлением о том, что депутаты чеченского парламента созыва 1996 года, с которыми он и встречался, возобновили свою работу. "Это единственный законный орган власти в Чечне, все остальные органы власти в Чечне легитимны весьма условно, так как избирались не по законам РФ", - сказал премьер. Журналисты не получили ответа на вопрос о том, признает ли правительство РФ легитимность полномочий президента Чечни Аслана Масхадова.

Чуть позже департамент правительственной информации распространил текст заявления Владимира Путина в поддержку инициативы депутатов созыва 1996 года. Премьер также отметил: "Не надо понимать мои слова как объявление моратория на силовое подавление бандформирований. Такого моратория нет и не будет".

Итак, Москва в лице Белого дома (за ним же, совершенно очевидно, стоит Кремль) признала единственно законной властью Чечни парламент образца 1996 года. Несомненно, что в распоряжении принимавших решение лиц были и другие варианты - к примеру, Руслан Хасбулатов или Юсуп Сосламбеков (к слову сказать, у последнего есть собственный оппозиционный парламент, разогнанный в свое время Дудаевым и продолжающий считать себя легитимным). С обоими велись в последнее время интенсивные консультации. Однако Хасбулатов не мог устроить Бориса Ельцина, Сосламбеков же, по всей видимости, поставил невыполнимые условия - например, одновременное с признанием своих полномочий Москвой прекращение воздушной операции и отвод российских войск.

Напомним, кто же такие "чеченские депутаты-96". В октябре 1995 года в условиях, когда в Грозном стояли федеральные войска, а Москва уже подготовилась к назначению на должность премьер-министра чеченского правительства Доку Завгаева, бывший Верховный совет Чечено-Ингушетии сам себя реанимировал и провел свое первое после разгона дудаевцами в 1991 году заседание. Причем против возобновления его деятельности выступили не только силы сопротивления, но и московские ставленники Умар Автурханов и Саламбек Хаджиев. Затем последних перевели в Москву, а промосковские власти в Чечне возглавил Доку Завгаев. В июне 1996 года вместе с выборами президента РФ он провел и выборы двухпалатного Национального собрания Чечни, костяк которого составили все те же разогнанные в 1991 году депутаты. Это голосование Завгаев провел в то время, как российская делегация в Назрани на переговорах с сепаратистами имела реальные шансы остановить войну в Чечне. Даже представители Москвы уговаривали Завгаева не проводить парламентские выборы, но это произошло, после чего были возобновлены бомбардировки чеченских сел, в августе 1996 года боевики захватили Грозный, а затем были подписаны Хасавюртовские соглашения.

Теперь о самих выборах в июне 1996 года. Путин утверждает, что они проводились по российским законам. Может быть, президентские и парламентские выборы 1997 года, в результате которых Чечню возглавил Аслан Масхадов, и были не совсем согласованы с российским законодательством, но тогда голосование было действительно более или менее всенародным и даже относительно справедливым, что было зафиксировано наблюдателями ОБСЕ. В июне же 1996 года в Чечне были открыты лишь несколько декоративных избирательных участков в Грозном, на которые никто не шел. В любом другом населенном пункте республики избиратели при всем своем желании не могли принять участие в голосовании. Но завгаевская администрация настолько перестаралась, что Чечня отдала за Бориса Ельцина едва ли не больше всех других субъектов РФ голосов. Вывод относительно законности избрания чеченского парламента 1996 года очевиден.

Однако факт остается фактом, и Москва сделала своими партнерами именно этих "народных избранников". Среди персон, удостоившихся внимания Владимира Путина, - спикеры обеих палат парламента-96 Али Алавдинов и Амин Осмаев, а также действующий депутат Госдумы от Чечни Ибрагим Сулейменов. Первым делом они сделали то, чего не сделал Масхадов, - выразили "искреннее сожаление и соболезнование горю дагестанского народа", пострадавшему от агрессии со стороны чеченских боевиков. Кроме того, новоявленные "законные власти" Чечни обратились с отдельными обращениями к россиянам, чеченцам, а также главе государства Борису Ельцину. Как оказалось, все эти документы были приняты аж 20 сентября. 10 дней в обстановке строжайшей секретности готовилась вчерашняя встреча.

Тем не менее в обращении к президенту РФ депутаты-96 просят главу государства оказать помощь и содействие в нормализации обстановки в Чеченской Республике, а также обеспечить соблюдение конституционных прав чеченцев, поскольку больше им "обращаться не к кому". Кроме того, парламент Чечни созыва 1996 года намерен сформировать правительство республики, костяк которого составят сами же депутаты.

Таким образом, теперь Москве предстоит выбрать главу исполнительной власти Чечни. От того, кто им станет, зависит очень многое. Предложение Аслану Масхадову возглавить промосковское правительство пока находится в области фантастики. С другой стороны, это действительно выглядело бы хоть как-то продуманным ходом. Может быть, глава Дагестана Магомедали Магомедов вез на несостоявшуюся встречу с Масхадовым в Хасавюрт именно это предложение? Сомнение в истинности последнего предположения заключается в том, что со времени выборов президента, которые Россия де-факто признала, Масхадов окончательно потерял власть, и любая степень его повторного признания Москвой будет означать для него и юридическую ее потерю.

Абсурдность нынешнего решения Кремля, скорее всего просто озвученного Путиным, очевидна. Представьте себе, что глава правительства сегодня взял бы и объявил единственно легитимной властью России... распущенный знаменитым Указом 1400 Верховный Совет РСФСР. Но стратегический выбор на вычленение из нынешней Ичкерии российской республики Чечня, скорее всего, единственно верный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1687
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1048
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
763
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1041

Другие новости