В ГАВАНЕ завершились переговоры министра иностранных дел РФ Игоря Иванова и председателя Госсовета и правительства Кубы, верховного главнокомандующего Фиделя Кастро. После окончания их многоэтапной встречи корреспондентам "Независимой газеты" и "Комсомольской правды" в неформальной обстановке удалось задать команданте, несколько лет не дававшему интервью российским СМИ, ряд вопросов. Беседа шла без каких-либо записей, поэтому мы воспроизводим только те ее фрагменты, точные формулировки которых удалось запомнить.
- Команданте Фидель! Как вам удается оставаться в течение долгого времени в такой прекрасной форме?
- Работа - вот ответ на ваш вопрос. Работа и еще - дисциплина. Причем дисциплина во всем: в распорядке дня, в работе, даже в еде.
- В еде?
- Да, за этим тоже надо следить. Это помогает. Меньше сладостей, меньше вина, меньше масла. Меньше излишеств; работа и помощь другим - вот мои принципы.
- А сколько часов в день вы работаете?
- Никогда не задумывался над этим. Наверное, некогда. Иногда мне кажется, что я все время работаю. Очень много встречаюсь с людьми. А ведь кроме этого надо изучить большой объем информации. Я прочитываю больше трехсот страниц в день. И то, что касается нашей жизни, и международные события. Я слежу и за тем, что происходит в вашей стране, в том числе в Чечне. Слежу за Интернетом.
- За Интернетом? Вы сами смотрите Интернет?
- Нет, мне помогают с этим. Так что я пристально слежу за информацией.
* * *
По итогам переговоров российского министра иностранных дел Игоря Иванова и кубинского руководителя Фиделя Кастро был согласован всего один документ, в котором стороны перечисляют темы, которые обсуждались во время их встречи. Однако значение прошедшей в Гаване беседы выходит далеко за рамки восприятия этого, казалось бы скромного, ее итога. В качестве министра иностранных дел России Иванов посетил латиноамериканскую страну впервые. И ею оказалась Куба. В качестве одного из объяснений этого министр вспомнил свою работу на острове Свободы 33 года назад: "Удержаться, чтобы не приехать, было трудно". Но если говорить серьезно, конечно, одним из основных мотивов приезда на Кубу российского министра стала необходимость поддержать уровень диалога двух стран, тем более что в последние годы в наших отношениях - политических и экономических - наметился явный подъем.
Кроме того, у Иванова уже два года лежало приглашение от кубинского коллеги (притом что руководитель внешнеполитического ведомства этой страны посещал в этот период Москву), возникали вопросы, требовавшие разрешения на самом высоком уровне. Да и ко всему прочему, по словам главы МИД РФ, "Куба - наш близкий и давний партнер в Латинской Америке".
Примечательно, что кубинскую делегацию на переговорах возглавил сам Фидель Кастро, что само по себе свидетельствует о той важности, которую Гавана придает приезду российского министра. Иванов отвечал взаимностью, именуя кубинского лидера не иначе как "товарищ Фидель". И такое уважение друг к другу возникает не просто от хороших личных отношений (по большому счету, это первая личная встреча политиков) и не от того, что Игорь Иванов отлично говорит по-испански, просто у двух стран достаточно много общих подходов к решению целого ряда задач на международной арене. Одним из них является неприятие концепций, в которых отдельным государствам отводится роль глобального лидера, имеющего якобы право вмешиваться в дела других.
Отвечая на вопрос корреспондента "НГ", глава МИД РФ подчеркнул: "Нынешние переговоры подтвердили близость позиций наших стран по основным проблемам. Россия и Куба выступают за многополярный мир, за уважение Устава ООН и международного права, а также за мирное политическое решение региональных конфликтов, за процесс разоружения". Вместе с этим российский министр рассчитывает, что Гавана сможет принять участие в разработке выдвинутой Москвой инициативы "Концепция мира для XXI века" (ее РФ предложила еще на июньском саммите "восьмерки" в Кельне, а на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН российская делегация распространила ее среди участников в более конкретизированном виде). Обе стороны подтвердили свое неприятие любого одностороннего давления, противоречащего международному праву, в том числе антикубинского закона Хелмса-Бэртона, - в общем, американская блокада Кубы еще раз получила публичную негативную оценку.
Что касается развития двусторонних связей, то Иванов и Кастро выделили для обсуждения чисто политические проблемы. Детализацией торгово-экономического аспекта отношений займутся соответствующие экономические и финансовые ведомства.