Рисунок Вадима Мисюка |
"НЕЗАВИСИМАЯ газета" уже сообщала о том, что председатель координационного совета блока "Отечество - Вся Россия" академик Евгений Примаков предложил провести серию "круглых столов" по важнейшим стратегическим проблемам России (правда, идея эта высказывалась и другими членами СВОПа, но теперь она целиком приписывается экс-премьеру). Доклады экспертов и политиков лягут в основу книги "Повестка дня для президента-2000", которая выйдет в свет весной будущего года. В качестве "базовой" непартийной организации, которая и будет проводить "круглые столы", выбран Совет по внешней и оборонной политике, так как любые проекты, инициированные властью или партиями, заведомо обречены на провал.
Первый "круглый стол" по конституционной реформе состоялся 27 сентября. Евгений Примаков вынес на обсуждение свои "Семь тезисов о реформе Конституции".
Сама жизнь, считает Евгений Примаков, ставит сегодня в повестку дня вопрос о необходимости совершенствования Конституции. Итак, что же предлагает Евгений Максимович от имени жизни и себя лично? Во-первых, уточнения конституционной процедуры назначения и отставки правительства. Бывший премьер-министр, как говорится, на собственной шкуре испытал волюнтаризм кремлевских решений, которые в народе именуются просто - "чехарда". Всего за полтора года у нас сменилось пять правительств. Не секрет, что у премьера абсолютно связаны руки в кадровых вопросах, он не может сам подобрать себе замов. Что же касается освобождения членов правительства от занимаемых постов, то по действующей Конституции для этого даже не требуется письменного согласия премьера. Был министр - и нет его. Глава кабинета может только посочувствовать своему бывшему коллеге где-либо в курилке. "Поскольку председатель правительства лично отвечает за деятельность кабинета министров, он должен самостоятельно решать, с кем ему работать. Разумеется, обсудив свой выбор с президентом и парламентом", - считает Примаков.
Вторая проблема - создание правительства парламентского большинства (коалиционного). Евгению Максимовичу довелось возглавлять кабинет, в котором были представлены выходцы из многих партий. По его словам, это делало исполнительную власть более дееспособной и авторитетной. Да и с Думой легче было найти общий язык, ведь она считала, что это ее или почти ее правительство.
Особый вопрос - "силовики", министры со звездочками. По Конституции ими руководит президент. Однако как быть с оперативным руководством, с теми конкретными задачами, которые обязано решать правительство? К данной проблеме примыкают и конституционные нормы, связанные с Советом безопасности. По мнению Примакова, в Конституции должно быть четко прописано, что Совбез может не только выдвигать свои рекомендации, но и принимать конкретные решения. Рост терроризма и эскалация напряженности на Северном Кавказе дают повод для повышения статуса Совета безопасности.
Слабоват наш Основной закон и в части укрепления федерализма. В нем не прописаны механизмы жесткого обеспечения экономического пространства, соблюдения равных прав и обязанностей всех субъектов Российской Федерации. Примаков предлагает единую вертикаль исполнительной власти, в которую должны быть включены и органы местного самоуправления.
Наконец, самое радикальное из предложений - ввести пост вице-президента как "подстраховочную" фигуру для главы государства. Примаков считает, что это укрепит механизм преемственности власти. Ну а все процедуры совершенствования Конституции могло бы разрешить Конституционное собрание.
Очевидно, что некоторые соображения уважаемого академика явно перекликаются с несбывшейся мечтой левого парламентского большинства, хотя они намного обоснованнее и рациональнее. Поэтому эксперты, обсуждая "семь тезисов" Примакова, отнеслись к ним с большой осторожностью и скептицизмом. По мнению вице-президента фонда "Индем" Михаила Краснова, можно говорить об "ужесточении каркаса" Основного закона, но пытаться урезать права президента очень опасно. Другое дело - формирование самостоятельного, но ответственного перед обществом правительства. Его, за исключением, конечно, министров-силовиков, должен полностью комплектовать премьер. Опасность, по словам Краснова, заключается и в вице-президентстве: при наших "самодостаточных" лидерах и их политической культуре это вновь может привести к катаклизмам.
"По части разделения властей мы явно перестарались, - заявил член комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Сергей Собянин. - Сегодня они разделились настолько, что не контролируют друг друга. Создание унитарно-административного государства, конечно, "греет душу", но в рыночных отношениях этого делать нельзя".
"Дефекты Основного закона очевидны,- заявил обозревателю "НГ" один из разработчиков ныне действующей Конституции Виктор Шейнис. - В нее нужно поэтапно вводить определенные поправки, но речь должна идти не об усилении кого-либо, а об уточнении полномочий власти. И чрезвычайно важно изменить порядок формирования Совета Федерации. Это должна быть не "палата начальников", а выборный орган наподобие американского сената".
Самое критичное мнение высказал Сергей Степашин. Он считает, что потенциал действующей Конституции не использован даже наполовину, так как не приняты многие базовые законы. В первую очередь это касается правительства: должна быть выработана его четкая правовая защита. Необходимо также пересмотреть и закон о Совете безопасности, но вовсе не обязательно закреплять его новые полномочия в Конституции. Лидер движения "Общее дело" Ирина Хакамада увидела в предложенном проекте Примакова "фактическую диктатуру правительства". С ней согласен и представитель президента РФ в Санкт-Петербурге Сергей Ципляев. По его мнению, правительство не наделено мандатом доверия народа (поскольку оно не выбирается, а назначается), и посему лозунг "Вся власть правительству", предложенный Примаковым, крайне вреден. Если же говорить о Конституционном собрании, то его легче открыть, чем закрыть. "Есть реальная опасность уйти с Конституционного собрания вообще без России", - заявил Ципляев. Такой же точки зрения на Конституционное собрание придерживается и заместитель председателя Госдумы по обороне Алексей Арбатов.
А по мнению заместителя директора Института законодательства Юрия Тихомирова, "сегодня в стране идет своеобразный конкурс поправок к Конституции". На самом деле до выборов президента ничего делать не стоит. В то же время он отметил, что законодатели на местах уже разработали проекты двух конституций России. По одному из них наша страна - конфедерация, по другому - унитарное государство.