0
1325
Газета Политика Интернет-версия

24.09.1999 00:00:00

Материал приложения "Фигуры и лица"
Прибыльный бизнес ЛДПР

Тэги: Жириновский, Мусатов, Быков, выборы


ПАРТИЙНЫЕ списки ЛДПР - нечто феерическое. Там есть Некрасов, Пушкин, Шопен... Однофамильцы великих. Из наших современников - такие знаменитости, как Ашот Егиазарян (дело Скуратова), Сергей Михайлов (Михась), Дмитрий Якубовский (Генерал Дима). Неоднократно встречается фамилия Жириновский(ая). Здесь мы рассмотрим только первую тройку федерального списка: Владимир Жириновский, Анатолий Быков и Михаил Мусатов. Начнем по порядку.

Владимир Вольфович Жириновский явился на свет в апреле 1946 года в Алма-Ате. И в том же году лишился отца. Мать, оставшаяся без средств к существованию, устроилась на работу, а своего мальца отдала в круглосуточные ясли, где он жил шесть дней в неделю. В.В. вспоминает свое детство как постоянные лишения, недостаток самого необходимого, отсутствие какой бы то ни было радости. А между тем, судя по его же описаниям, в детстве он жил сравнительно сносно.

Да и в дальнейшем, вплоть до сегодняшнего дня, идет от успеха к успеху. Но все же всем недоволен. Если он, будучи провинциальным мальчиком, без всякой протекции поступает в Институт восточных языков, то он недоволен тем, что выбрал не тот факультет. Если, будучи еще студентом, покупает машину, то расстроен тем, что это всего лишь "Запорожец". Если сразу после окончания военной службы приобретает трехкомнатный кооператив, то недоволен тем, что он в Теплом Стане, а не где-то поближе к центру.

Именно такого рода примерами наполнен знаменитый "Последний бросок на юг". А в целом вырисовывается следующая схема движения по жизни: нацелиться на очень большое, получить кое-что и остаться неудовлетворенным полученным. Если к этому добавить, что Жириновский чаще всего сам виноват в том, что поставленная цель остается не достигнутой, что он сам (сетованиями по этому поводу тоже наполнены его книги) совершает ошибки, мешающие ему приобрести искомое, то характер В.В. прояснится окончательно: это человек, которому по жизненному сценарию предопределено стремится к тому, о чем даже не смеют мечтать нормальные средние люди, но ему же и запрещено достигать того, к чему он стремится, а в результате он достигает многого, но не совсем того, о чем мечталось. Отсюда и недовольство. Опасаюсь, что именно для того, чтобы остаться недовольным, и пишутся утопические сценарии глобального переустройства мира с конечной целью помывки солдатских сапог в теплых водах Индийского океана.

Мне уже приходилось объяснять причины такого устройства характера отца русской либерал-демократии (см. "ФиЛ" от 06.02.99). Сводятся они к весьма забавной особенности эдипова комплекса Владимира Жириновского. Дело в том, что отданный на шестидневку мальчик по какой-то причине стал воспринимать как мать не реальную родительницу, а ясельный коллектив, в котором он оказался. В результате - неизбежная конкуренция с себе подобными (а у младенца борьба за существование чаще всего выражается в шалостях и криках, привлекающих внимание взрослых, что можно наблюдать и у повзрослевшего лидера) развила в нем повышенную предприимчивость, настойчивость в добывании внимания со стороны персонала (нянечек), с одной стороны, а с другой - склонность к недовольству достигнутым, а также обезличенное отношение к тому, кто дает искомые блага. Не мать, а некий коллектив стал для В.В. объектом желаний.

У обычного человека естественная тяга к матери с возрастом переносится на девушек-ровесниц. Для Жириновского сексуальным объектом стал коллектив. В пределе это - Родина-мать. Отсюда и президентские амбиции, желание овладеть Россией, поиметь каждого из нас. Что же касается девушек, то с самого детства он приносил естественную тягу к ним в жертву борьбе за первенство в коллективе. О чем потом очень жалел: "И в то время, когда нужно было влюбляться без памяти, встречаться с девушками, я сидел за учебниками. А потом уже, в 20-21, это было не то, что-то изменилось, как-то упустил я этот особо ранний прилив любовной лирики, некому было меня правильно настроить, и это, конечно, в чем-то обеднило мою душу". Но зато социальные устремления Жириновского всегда были замешены на особого рода эротизме - социальном.

Сексуально-политическая беда Жириновского заключается в том, что эдиповские устремления в реальности редко осуществляются. В человека с детства закладываются механизмы, которые отклоняют его от инцеста. Есть они и у Жириновского. И именно поэтому при всем своем социальном эротизме он никогда не сможет овладеть Матерью-родиной, стать президентом. Даже в такой символической форме инцест для него заповедан.

Нельзя сказать, что Жириновский совсем не понимает вышеизложенного. Нет, он напряженно размышляет над проблемами своего социально ориентированного эдипова комплекса. И размышления эти выливаются, например, в форму советов молодежи: "Вы мечтаете трахнуть собственную мать? Это недопустимо. Но ведь у матери наверняка есть подружки, которые вполне годятся вам в матери и могут заменить ее в вашем эдиповом комплексе. Трахните их". Применительно к социальному эротизму самого Жириновского этот совет означает: если не можешь овладеть Россией, стать президентом, то хотя бы воспользуйся каким-нибудь суррогатом, так сказать, трахни "подружку", которая способна заменить недостижимый идеал.

Да он так и делает. С некоторых пор он отчетливо понял (хотя и не признается в этом), что ему никогда не бывать президентом, и стал вовсю эксплуатировать показавшийся ему "годным" для сексуальных игр суррогат всей России - Думу. Конечно, это вовсе не то, к чему он стремится, масштабы не те, но зато на базе своей партии отец русской либерал-демократии создал весьма эффективное и выгодное производство. Фабрику по изготовлению депутатов и торговле их голосами.

Производство таково: берется сырье, каковым является российский электорат, и при помощи специальных технологий обрабатывается. Проходя через агитации и выборные процедуры, сырье меняет свой, так сказать, химический состав: превращается в депутатов фракции ЛДПР. А уж изготовив думскую фракцию достаточного размера, можно заняться извлечением прибыли из противоборства разных интересов, сталкивающихся в Думе. Но первая прибыль извлекается уже на начальном этапе производства, в период предвыборной кампании. Александр Венгеровский, бывший вице-спикер Думы от ЛДПР, рассказал как-то в интервью "Известиям", что место в списке ЛДПР на выборах 1995 года стоило миллион долларов. Пока неизвестно, какие расценки сегодня, но - будем помнить о прибыли, говоря о втором номере анализируемого списка.

Анатолий Петрович Быков родился в рабочей семье в Иркутске в 1961 году. Через год после этого семья переехала в город Назарово Красноярского края. В многодетной семье Быковых вечно не хватало денег. С 12 лет мальчик начал подрабатывать. Разными способами. Например, выпрашивал 10 копеек у обывателей, идущих в кино (кстати, любимый фильм А.П. - "Однажды в Америке"). Позднее (по данным журнала "Профиль") окрепший подросток стал охранять от других хулиганов мелких торговок, сбирая за свой тимуровский труд по 20 копеек с головы. Кооперативным движением в те застойные годы еще и не пахло, даже само слово "рэкет" еще не прижилось в русском языке, а назаровский самородок уже нащупывал магистральные пути молодого российского бизнеса.

И самозабвенно занимался спортом. Особенно боксом. Окончив факультет физвоспитания и военной подготовки Красноярского педагогического института, он вернулся в Назарово, где проработал два года учителем физкультуры. Там же собрал вокруг себя ребят из секции бокса и начал первоначальное накопление, охраняя местных кооператоров от всякой шпаны. Но вскоре пределы маленького городка стали тесны молодому деятелю охранного бизнеса, и в 1988 он перебрался в Красноярск.

Там и познакомился в 91-м с братьями Черными, которые открыли ему, что есть такой металл - алюминий. Быкову "стало интересно", и он начал поставлять на Красноярский алюминиевый завод ширпотреб и продукты. "Два с половиной года к алюминию даже не прикасался", - признается наш аскет. Но в 92-м уже выкупил 10% акций КрАЗа, а в 93-м стал членом его совета директоров. Парень сейчас уже и не помнит, сколько ему это стоило, говорит только: "Тогда это было немного - у меня еще и капитал остался". Да и не в деньгах счастье... Во время приватизации завода кипели высокие страсти, и Быков с его ребятами и умением "навести" цивильную крышу очень был нужен руководству завода, схлестнувшемуся с братьями Черными. Дальше уже все пошло как по маслу.

Если назвать рэкетом то, чем едва ли не с самого детства был занят Быков, он, наверное, обидится. Действительно, ну при чем здесь рэкет, если человек окончил бухгалтерские курсы, радеет о производстве, никогда не сидел, ненавидит уголовников и вообще больше всего на свете любит порядок. Он скорей деятель лужковской формации. Конечно, для какого-нибудь вшивого интеллигента разницы нет, но вы спросите у трясущегося от страха кооператора рубежа 80-х - 90-х, есть ли разница между татуированным уголовником, грубо навязывающим свои бандитские охранные услуги, и дипломированным главой благородных боксеров, предлагающим услуги по защите от откровенных бандюков. От обеих крыш трудно отказаться, но кооператору, очевидно, приятней было иметь дело с ничем не замазанным Быковым. В этом, похоже, и заключается секрет успеха А.П. на первоначальном этапе его карьеры. В дальнейшем, когда он возглавил совет директоров КрАЗа, охранные функции Быкова (в расширительном смысле - забота о подведомственных ему людях) распростерлись весьма широко. Понимая, что его сила - в опоре на подведомственных ему людей, он действительно много сделал для города и граждан. И получил в ответ почти всенародную любовь. Таковы естественные отношения в социумах, не отягощенных всякого рода демократическими предрассудками.

Тут кстати напомнить, что и библейский царь Давид начинал примерно как Быков. В 25-й главе 1-й Книги Царств рассказано, как он со своими отроками пребывал на горе Кармил рядом с пастухами некоего Навала и совсем не донимал их поборами. Но потом, конечно, все-таки послал ребят взять кое-что. Но Навал не хотел делиться. По этому поводу Давид сказал: "Да, напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за доброе". И отправился разбираться. Хорошо, что умная жена Навала успела по дороге перехватить возмущенных охранников и всучить им требуемую дань, так что Давиду не пришлось резать безумца. Замечательно то, что "дней через десять поразил Господь Навала, и он умер". И Давид остался очень доволен тем, что Бог сам расправился с безумцем, посчитавшим себя вправе не платить за навязываемые охранные услуги.

Эта история позволяет ясно понять разницу между банальным рэкетиром и богобоязненным охранником. Разница примерно та же, что между двумя бойцами из фильма Тарантино "Криминальное чтиво": один убивает, как бы нечаянно спуская курок, а второй, прежде чем убить, со страстью истинного проповедника цитирует Библию. Оба - люди с примитивным (если не первобытным) сознанием. Но у чернокожего проповедника с пистолетом есть еще подкрепленная словом Божиим убежденность в своем эксклюзивном праве нажать на курок. И это ничего, что история, рассказанная Тарантино, очень смешная. Ведь и детская убежденность Быкова в своей избранности и своей правоте тоже не может не вызвать смеха у человека, не склонного лить слезы над "Однажды в Америке".

Особенно смешно то, что Быков своего рода мистик. Он верит в какого-то своего бога (соответствующего менталитету кулачного бойца, ставшего крупным менеджером), ощущает его внутреннее воздействие в себе, его помощь. И соответственно - свое избранничество. Потому и утверждает: "Я из тех, кто рождается лидерами. Если меня завтра посадят, я и в лагере буду первым". Это точно, в наших лагерях отношения между людьми еще более первобытные, чем на воле.

Из мистицизма, подкрепленного опытом жизни в приватизируемой стране, проистекает в нашем герое и то, что Достоевский когда то назвал "наглость наивности". Из своего швейцарского далека Быков без тени сомнения заявляет: "Пока мы живы и здоровы, край будет наш". Или вот еще характерный пассаж из того же интервью: "Пресса пишет, что Быков бандит. Если бы я был бандит, я бы давно уничтожил и Колпакова, и Лебедя сегодня. Но есть цивилизованные методы. А то, что происходило деление сфер влияния в Красноярске, так это во всей России происходило. Везде есть кладбища".

Пожалуй, самое убедительное доказательство своей правоты Быков находит в том, что он еще не на кладбище. Действительно, его первобытный мистицизм особенно обострился как раз после того, как в нескольких метрах от машины, в которой он ехал, сработало взрывное устройство. Взрыв вроде бы должен был произойти под самой машиной, но А.П. почему-то замешкался, и это спасло его. Придя в себя, спасенный немедленно отправился в церковь и провел там долгое время. Тогда и появилось болезненное ощущение избранничества, о котором выше шла речь. Характерно, что вскоре Быков нашел того человека, который подвел его под взрывчатку, но не убил, а прочитал подонку мораль: мол, Бог тебя накажет. И вот удивительно: через несколько месяцев этот бывший соратник Быкова погиб в бандитской разборке. Надо полагать, Бог применил к злодею тот же метод мести, что и в истории царя Давида.

Конечно, сегодня ситуация в стране благоприятствует таким безоглядно самонадеянным людям, как Быков. Когда не работает закон, приходится рассчитывать прежде всего на себя - свою силу, свое влияние, своих ребят, свои деньги, на людей, которых прикармливаешь (Быкова обожают рабочие КрАЗа, а в Назарово, на выборах в краевое Законодательное собрание, он в первом же туре взял 70% голосов избирателей). Одна беда: есть еще молодцы, облеченные властью и поддержкой сильных столичных ребят. Таков генерал Лебедь, который сыграл роль "принципа реальности" в идеальном мире замечтавшегося о своем сверхъестественном лидерстве Быкова. Генерал вернул алюминиевого принца на грешную землю.

А.П. все еще надеется на свою счастливую звезду, на своего бога, но стремится и сам не сплошать. Вот почему он принес свои немалые средства и возможности на алтарь бизнеса либерал-демократии. Подстраховался. Только верно ли выбрал? Все-таки, как ни крути, политическая система со времен царя Давида изменилась. В Красноярске, может, еще не так, а в Москве - очень сильно. И ведь успел уже человек обжечься, поддержав Лебедя на краевых выборах. Может обжечься и придя к Жириновскому.

Тем более что компания, в которую ныне попал провинциальный олигарх, все-таки не самая крутая. В списке ЛДПР, помимо "молодых волков", в основном - партийные функционеры. И один из них - третий номер партийного списка ЛДПР полковник запаса Михаил Иванович Мусатов. Он родился в августе 1950 года в Краснодарском крае. Окончил Ростовское высшее командное училище ракетных войск стратегического назначения, позднее - Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. С молодых ногтей подвизался по политической части - то зам, то начальник по политработе, мало-помалу, со ступеньки на ступеньку - все вверх. Просвещал стратегов. Все глубже и вдумчивее вчитывался в труды вождей, в документы партии. Завидная жизнь. Закончил Мусатов свою стратегическую карьеру в 1992 году. Говорит, что ушел по политическим мотивам. Смелый поступок в нелегкое демократическое время. В партию Жириновского вступил в 91-м и в дальнейшем верой и правдой служил новой высокой идее. Был координатором Московской городской и областной организации ЛДПР, советником по военным вопросам председателя партии. Ныне он заместитель председателя комитета Госдумы по обороне.

Чего можно ждать от такого человека, как Мусатов? Прилежного функционирования. Ни падений, ни взлетов. Ни одного выступления этого политрука в Думе никто толком не запомнил. Да, собственно, и вся партия Жириновского такова (за редчайшими исключениями). Он окружает себя серыми людьми, чтобы ярче светиться на их фоне. К сожалению, это приближает предприятие В.В. к неизбежному краху. Серые люди его и погубят. После протестной победы 93-го результаты на выборах пошли вниз. Хороший повод для жириновского недовольства, но то ли еще будет. Обилие Мусатовых может не позволить перейти пятипроцентный барьер, и тогда Жириновскому в будущем году придется уйти на покой, Быкову - окончательно переселиться за границу, а Мусатову - найти себе новую партию для дальнейшего политфункционирования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1098
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
776
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
880
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
935

Другие новости