...Стоило нынешнему хозяину Кремля показать (только показать!) зубы на Балканах и подпортить праздник свободы и демократии натовским "общечеловекам", как англосаксонская Фемида вдруг начала изображать деятельность. И западно-российские СМИ также вдруг и дружно ополчились на недавнего любимца свободного мира. А некогда любимая Борисом Николаевичем московская газета (без нее он, помнится, дня не начинал) даже подрядила престарелого комсомольца из Миннеаполиса писать статьи об отмывании денег русской "мафией и олигархией" через американский "Бэнк оф Нью-Йорк".
Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что швейцарская прокуратура вкупе с ФБР примется расследовать "незаконные финансовые операции" столпов ельцинского режима?
Ведь, например, расстрел законно избранного парламента в октябре 1993 г. не поверг "светочей демократии и законности" в ужас. Хотя оплачен он был, в частности, с помощью известных "незаконных финансовых операций с неучтенной наличностью" (в дни и часы, непосредственно предшествовавшие кровавым событиям). Да и вакханалия выборов 1996 г. происходила на глазах у всего мира, и хотя бы приблизительная стоимость президентской кампании Ельцина (далеко превосходящая все легальные возможности кремлевского кандидата) вряд ли была секретом для "британских и американских спецслужб", теперь снабжающих разнообразными предположениями "Нью-Йорк таймс" и НТВ.
Qui bono? Кому выгоден весь этот скандал? Конечно, прежде всего, разнообразным внешним силам: от недовольных нашим никем нежданным вмешательством на Балканах истериков из окружения Клинтона и Блэра до ведущих жесткую борьбу за Белый дом прагматичных республиканцев.
Очевиден тактический интерес и внутрироссийских конкурентов Кремля: от Лужкова и московской группировки, ведущих борьбу с Ельциным, до коммунистов и всех вообще оппозиционеров Кремлю (вплоть до Скуратова и Коржакова, обладающих соответствующими возможностями).
Впрочем, для реальных и серьезных претендентов на кремлевские апартаменты этот скандал не может быть выгоден стратегически: если они намереваются руководить всей РФ, а не только своей собственной администрацией. Как, впрочем, и для всех реальных и серьезных оппозиционеров (не Ельцину лично, но кремлевскому режиму), не собирающихся ради победы над режимом сокрушать самое государство. Но слишком велика опасность повторения трагифарсовых событий 1991 г., когда многие вполне приличные и совсем неглупые люди "целили в коммунизм, а попали в Россию". Сегодня многие из целящих в "ельцинизм" рискуют снова попасть в Россию. Но боюсь, что ельцинский синдром разрушения большой страны с целью воцарения на одном из ее остатков еще не изжит нами.
Именно поэтому все помалкивают о сути последнего скандала с "Бэнк оф Нью-Йорк". Хотя если известный советский журналист-международник Мэлор Стуруа, комсомольский секретарь Госбанка СССР Борис Федоров или какие-то иные комсомольцы могут и не понимать этой сути, то уж серьезные люди из ЦБ и правительства РФ, напротив, не могут не понимать ее.
Ведь эти серьезные люди знают, сколь много совершенно бессмысленных антирыночных ограничений наложено на отечественное предпринимательство. От налогов и пошлин (полная выплата которых равносильна финансовому самоубийству) - до бесчисленного количества запрещений-разрешений чиновников (каждое из которых - повод для взятки). Они понимают, что под таким прессом невозможна никакая нормальная созидательная деятельность, но ничто не меняется на протяжении многих лет. Чиновник продолжает давить предпринимателя, а предприниматель продолжает изобретать способы выживания. Какой простор для творчества!
К появившимся в последнее время описаниям разного рода схем ухода от карающей длани государства и многочисленным версиям, объясняющим подоплеку скандала с "Бэнк оф Нью-Йорк", можно добавить еще одну. Согласно этой версии, одной из причин странной на взгляд американцев деятельности нью-йоркского банка послужил проект инструкции ЦБ РФ о введении обязательной 100-процентной продажи валютной выручки всеми субъектами хозяйственной деятельности, то есть о запрете операций в иностранной валюте на территории РФ и переводе валютных счетов в рублевые. (В возможности применения подобных мер со стороны ЦБ вряд ли кто может сомневаться: ведь всем еще памятно, как в 1991 г. валютные средства клиентов Внешэкономбанка СССР в одночасье превратились в некие облигации, нареченные "вэбовками".)
После появления этого проекта и в ожидании введения его в действие, едва ли не все банки России стали прибегать к весьма эффективной процедуре страхования валютных средств своих клиентов. Ясно, что разослать такую инструкцию ЦБ может лишь в выходные дни, когда банковская система страны бездействует. По этой причине коммерческие банки стали в конце рабочего дня по пятницам отправлять остатки средств на валютных счетах клиентов за границу, а по понедельникам с утра получать их обратно.
Имея в виду, что сумма в 1 миллион долларов - нормальный дневной остаток на корреспондентских счетах среднего банка, трудно поразиться тому факту, что в течение нескольких месяцев через заграничные банки прошло 4 миллиарда долларов - туда-обратно. Или даже 10 миллиардов, но за более долгий срок. Хотя цифра в 10 миллиардов - это чистое предположение без всяких попыток обосновать его. Не должно никого удивлять и большое количество операций на корреспондентских счетах - это признак нормальной работы на этих самых счетах. (Разумеется, среди этих денег вполне могут быть найдены и действительно вывезенные за пределы РФ. И 100, и даже 200 миллионов долларов. Но эти криминальные деньги будут составлять всего лишь доли процента или проценты от обсуждаемых в прессе вполне астрономических сумм.)
Для обычного американца эти, уже успевшие стать рутиной однообразные операции по перегону денег туда-обратно без видимой цели могут показаться бессмысленными или даже подозрительными. Но для специализирующихся на постсоветской России тихих американцев все было достаточно ясно. При определенных обстоятельствах - в случае продолжения романа с Ельциным или в случае прихода к власти каких-нибудь "национал-патриотов" - можно было бы объявить эту деятельность российских банкиров борьбой с тоталитарными силами. Но в нынешних послекосовских условиях предпочтительной оказалась версия об отмывании денег русской мафией. Так что внезапное появление статей в "Нью-Йорк таймс" совсем неудивительно. Как неудивительно и принципиальное отсутствие доказательной базы в этих статьях.
Странно, что эту же версию - при полной ее бездоказательности, с одной стороны, и очевидной опасности для нашей страны - с другой - принялись раскручивать едва ли не все российские СМИ (за очень редкими исключениями). Потому что искренне стращать Соединенные Штаты и Запад вообще "мафиозностью и продажностью" режима, созданного и укрепившегося благодаря мощнейшей поддержке из Вашингтона и Лондона, по меньшей мере бесполезно. К сожалению, именно этим занимались на протяжении последних лет многие вояжеры из России на Запад - от вполне добропорядочных аудиторов Счетной палаты РФ до не вполне добропорядочных кандидатов в президенты РФ в генеральских погонах.
Записные борцы с коррупцией почему-то не задумываются над некоторыми вполне очевидными фактами. Почему, например, возникший было в западной прессе вопрос о миллиардном состоянии Черномырдина так и остался без внятного ответа? Более того, тему достаточно быстро и жестко прикрыли. Полезных ему людей Вашингтон в обиду не дает в независимости от реальности обвинений. (Вот ведь и ЧВС успел пригодиться: если бы не его откровенное лоббирование натовских интересов, Милошевич вряд ли бы решился спасти США и НАТО от вьетнамско-сомалийского варианта развития событий - сдать Косово без боя.) Ельцин же в силу разных причин (и прежде всего потому, что он уходит) перестал быть полезным: сегодня его вполне можно сдать, особенно под предлогом борьбы за демократию и законность.
Чтобы ни случилось впоследствии с сотрудниками "Бэнк оф Нью-Йорк" и их российскими контрагентами, своей главной цели вся эта спецоперация уже достигла: авторитету всей нашей страны был нанесен серьезнейший удар. Месть за Косово состоялась. В течение недели наша деловая репутация стремительно приблизилась к колумбийской. В сочетании с каким-нибудь циркулярным письмом госдепа, не рекомендующим вкладывать средства в Россию, это может означать потерю (неинвестирование) миллиардов долларов. К пущей радости алчущих западных инвестиций бывших "тигров" Юго-Восточной Азии и мечтающих разрушить все до основания наших местных истинных коммунистов.
И последнее. На фоне обычных для Запада финансовых скандалов с вполне реальными (в смысле юридического подтверждения) миллиардными суммами доходов и убытков (вроде нашумевшего банкротства банка "Бэрингс" его собственным сотрудником) постоянное пускание информационных мыльных пузырей относительно "русских олигархов" и "русской мафии" выглядит весьма интригующе.
Ведь у всех "русских олигархов" (даже вкупе с олигархами российско-еврейскими и с включением создателя "Газпрома") едва ли наберется на всех десятка полтора миллиардов долларов. То есть их финансово-экономическая мощь никакой опасности для Запада не представляет.
Но дело в том, что мечта Лондона и Нью-Йорка - геополитические соперники-партнеры вроде Черномырдина или обкомовских бюрократов КПРФ. Иметь вместо них дело с молодыми русскими волками олигархического склада - из области долгих ночных кошмаров. И для минимизации этих (хотя и чисто гипотетических пока) угроз можно и должно проводить какие угодно "мероприятия".