До последнего времени позиции главы Миннаца Вячеслава Михайлова выглядели прочными. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
СЕГОДНЯ только ленивый не высказался на предмет того, что события, происходящие в Чечне и Дагестане, повлекшие за собой террор в российских городах, являются не чем иным, как результатом бездарной политики российского руководства. Ругают и больного президента, и продажный генералитет, и коррумпированные правоохранительные органы.
Однако проблема Северного Кавказа появилась у федерального руководства не сегодня. Вспомнить хотя бы, что Концепция национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе не раз претерпевала изменения, но так и не заработала. Стоит ли инкриминировать нежизнеспособность Концепции ее основному разработчику - Министерству по делам федерации и национальностей в условиях, когда прерогатива решений по "стабилизации обстановки" на Северном Кавказе по-прежнему остается за силовыми ведомствами и Миннацу, по сути, приходится под них лишь подстраиваться?
Вообще говоря, по своему статусу это министерство не уполномочено принимать оперативных решений, в отличие от силовиков. Представляется, что в задачи Миннаца входит не только разработка методов взаимодействия Центра с представителями всех национальностей, населяющих Россию, но и предупреждение возможных конфликтов с учетом конфессиональных особенностей и менталитета той или иной народности.
Тот факт, что Миннац эти функции не выполняет, становится все более очевидным и для руководства российских регионов, особенно конфликтных. Поводом для недовольства лидеров республик Северного Кавказа могут служить не только действия террористов на административных границах, но и работа сотрудников правоохранительных органов в российских городах, ведь теракты в Москве и Волгодонске повлекли за собой волну санкций в отношении так называемых "лиц кавказской национальности".
После заседания Совета Федерации, посвященного событиям на Северном Кавказе, президент Северной Осетии Александр Дзасохов выразил крайнее неудовлетворение работой Миннаца, заявив, что тот "превратился в ведомство, сопровождающее силовые министерства в поездках по Северному Кавказу". Президент выразил озабоченность тем фактом, что "на территории РФ действовали спецслужбы зарубежных государств, на юг России попадали огромные партии самого современного оружия". Он считает, что "события, которые произошли на каспийско-дагестанском направлении, по-новому высветили масштабы опасности, грозящей нашему государству", и поэтому "надо принимать радикальные меры против вооруженного экстремизма, ликвидировать первопричины того, как в Дагестане возник такой масштабный вооруженный очаг". В этой связи, по мнению Дзасохова, на первый план выходит политическое решение "чеченского вопроса", коим и должен заниматься Миннац.
Стоит учитывать, что с началом процесса создания санитарной зоны по всему периметру административной границы Чечни вариантов для политического решения остается все меньше. Предполагается, что укрепление границы со стороны Ингушетии и Северной Осетии, Ставрополья, перегруппировка в зоне безопасности федеральных сил позволят перекрыть пути бандитам и террористам. Между тем ясно, что эта мера лишь на время позволит решить вопрос безопасности россиян, и пока федеральный Центр будет заниматься проблемой кулаками, а не головой, она решена не будет.