КОНЦЕНТРАЦИЮ войск на границах с Чечней многие наблюдатели связывают не только с мероприятиями, обусловленными подготовкой "санитарного кордона", но и с возможным новым вторжением федеральных сил в "непокорную республику". При всей разности мнений и оценок они сходятся в одном: проведение на территории Чечни сухопутной операции возможно.
Во-первых, кроме войск, стационарно дислоцированных на Северном Кавказе (а здесь, по данным, официально предоставленным Россией в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе, дислоцируется армейская группировка численностью до 75 тыс. военнослужащих, 600 танков, 2200 БМП и 1000 артиллерийских систем), в регион "стягиваются" дополнительные силы и средства, которые могут составить не менее 50 процентов от численности уже имеющихся частей и соединений.
Во-вторых, ни Кремль, ни руководство силовых ведомств не делали заявлений, которые бы полностью исключали возможность проведения наземной фазы борьбы против террористов в Чечне. В-третьих, очевидно, что миф о "санитарном кордоне" скоро будет развеян. Россия сейчас ни материально, ни физически просто "не потянет" содержание и строительство полномасштабных укрепсооружений по всему 850-километровому периметру вокруг Чечни. По разным подсчетам, на это потребуется от 6 до 10 млрд. рублей, что составляет около 10 процентов от военного бюджета-99. На поддержку "укрепрайонов" потребуется еще не менее 3-4 дивизий внутренних войск. Несмотря на то, что на Северном Кавказе дислоцированы 4 из 5 дивизий ВВ МВД РФ, привлечение их к охране "санитарного кордона" ограничено по причине того, что они выполняют задачи в других "горячих" и потенциально "горячих точках" региона.
Однако при всей очевидности начала в Чечне наземной операции в российском Генштабе воздерживаются от определения конкретных сроков ее проведения. Наученные горьким опытом кампании ноября-декабря 1994 года, офицеры Генштаба напрочь отметают даже какие-то разговоры на предмет того, что вторжение в Чечню может произойти в этом году.
До начала туманов и периода дождей, то есть до наступления времени, когда поддержка авиации будет минимальной, на Северном Кавказе остался месяц-полтора. За это время после изнурительных и достаточно затратных боев в Дагестане (за первый год войны в Чечне Россия потеряла около 1800 военнослужащих, 3 самолета, 10 вертолетов и более 200 бронированных машин и 60 танков, за два месяца боев в Дагестане - 230 военнослужащих, 1 самолет, 6 вертолетов, не менее 30 бронированных машин и 10 танков) нельзя основательно подготовиться к проведению сухопутной операции в Чечне.
Передислокация войск на Северном Кавказе только начинается. Ждут своей отправки или только начали переброску в зону конфликта сводные батальоны морской пехоты и береговых войск Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов, не переброшены к границам Чечни и все пять батальонов десантников, на марше эшелоны с подразделениями из состава 3-й мотострелковой дивизии и т.п. Их обустройство, боевое слаживание и т.п. займет не менее двух или трех месяцев. Таким образом, реальные военные, материальные и климатические предпосылки для полномасштабной войсковой операции - март-апрель 2000 года.
Кроме военно-стратегических, в Генштабе ВС РФ выдвигают и политические аргументы в пользу того, что начало проведения сухопутной операции может быть в следующем году. В стране не прекращаются попытки террористических актов, накаляется предвыборная борьба, ходят упорные слухи об отставке президента. До начала выборов речь не идет о перемещениях каких-то соединений в зону конфликта, в лучшем случае от них "отрывается" для отправки на Северный Кавказ один-два сводных батальона.
Премьер Владимир Путин тоже понимает всю невыгодность идеи поспешных осенне-зимних боев за Чечню. Весна 2000 года - начало президентской предвыборной борьбы в РФ, в это же время самая благоприятная обстановка для начала боевых действий на Северном Кавказе. Именно в это время в 1995 году были организованы и проведены боевые операции по освобождению почти всех районов Чечни от незаконных бандформирований.
Таким образом, можно утверждать, что Россия находится лишь в начале выполнения плана, связанного с уничтожением баз террористов и создания легитимных структур власти в одном из самых непокорных субъектов Федерации.
Сейчас, пока хорошая погода, в первую очередь активизированы авианалеты федеральных сил. По последним данным, поступившим из Грозного, вчера в полдень были нанесены бомбоштурмовые удары по аэропорту имени Шейха Мансура. Президент Чечни тут же заявил о возможности "ответных" действий в случае повторных бомбардировок.
Ограниченные рамки применения авиации, связанные с наступлением туманов, вынуждают федералов повысить эффективность всех видов разведки и интенсифицировать работу боевых самолетов в зоне конфликта. Несмотря на демарши Масхадова.