ТОЛЬКО одна из четырех конституционных поправок, рассмотренных вчера Государственной Думой, получила необходимые для одобрения в первом чтении 300 депутатских голосов. Поддержка ровно трехсот законодателей была оказана идее о введении так называемого парламентского контроля (поправка к статье 103), а иными словами, предоставления нижней палате права создавать комиссии по расследованию деятельности исполнительной власти, явка в которые представителей последних будет обязательной. Впрочем, такую поддержку в принципе можно считать только формальной, потому что два представителя фракции ЛДПР - Михаил Гуцериев и Владимир Гусев, - голосовавшие за "парламентский контроль", должны заявить об отказе от своего такого волеизъявления, о чем и сказал вчера Владимир Жириновский. Сам он на целый месяц лишен Думой права выступать на ее заседаниях, а потому его фракция их и бойкотирует.
Стоит также отметить, что и представители президентской администрации вчера уже подвергли сомнению законность голосования за поправки в Конституцию традиционно фальсифицированным, по их мнению, думским большинством. Представитель президента на Охотном ряду Александр Котенков, опираясь на принятые Думой во вторник изменения в регламенте по поводу личного голосования каждого депутата, потребовал от нижней палаты предоставить ему копии письменных заявлений отсутствовавших вчера законодателей о передаче своих голосов. Если таких заявлений в достаточном количестве не будет, пригрозил г-н Котенков, он сообщит президенту о том, что тот может закон о поправке к статье 103 Конституции не подписывать.
Заметим, кстати, что во вторник Дума поменяла свой регламент, для того чтобы обеспечить, так сказать, подлинное голосование только по тем документам, которые уходят из палаты другим субъектам законодательного процесса. Правда, г-н Котенков, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента "НГ", заявил о том, что по поводу первого чтения какого-либо "простого законопроекта" вопросов бы и не возникло. Таким образом, с его стороны толкование думского регламента выглядело несколько политизированным. Кстати, во второй половине дня тот же представитель президента уже сообщил депутатам о том, что Борис Ельцин точно не будет подписывать закон о поправке к Конституции.
На фоне активности президентской администрации и деятельности союзной ей фракции ЛДПР очень показательно выглядело равнодушие левой части Государственной Думы, которая выступила с двумя другими конституционными поправками - об освобождении председателя правительства только с согласия нижней палаты и о назначении и отставке по такой же схеме всех вице-премьеров, министров финансов, иностранных, внутренних дел и обороны, а также главы МЧС и директоров ФСБ и СВР. Четвертую же рассмотренную вчера поправку к Основному закону предложил Совет Федерации, посчитавший, что генеральный прокурор должен иметь права на законодательную инициативу и запросы в Конституционный суд. Так вот коммунисты и их союзники вчера не смогли провести через первое чтение свои поправки - против них единым фронтом выступили ЛДПР, НДР, "ЯБЛОКО" и "Российские регионы", - но не высказали по этому поводу никакого огорчения.
Разгадка же секрета такой коммунистической меланхолии, как представляется, довольно проста. Дело в том, что вчера левые устроили своим политическим противникам, вместе с ними заседающим сейчас на Охотном ряду, своеобразный тест, или, как говорится, "проверку на вшивость". Известно, что общим для всех предвыборных программ, с которыми существующие в настоящее время фавориты избирательной кампании выходят к электорату, является требование об изменении действующей Конституции или обещание ее правки в случае своей победы. Об этом говорят и НДР, и "ЯБЛОКО", и ОВР (группа "Российские регионы" фактически является фракцией этого блока). Именно эти депутатские объединения, не поддержав инициативы коммунистов о введении контроля над правительством под лозунгом его защиты от посягательств Кремля, дали хороший повод для обвинения их в лицемерии, что, конечно, будет использовано левыми в пропагандистских целях. И хотя эти фракции пытались мотивировать свое нежелание приступить к конституционной реформе различными аргументами о поспешности и непродуманности или даже вреде предлагаемых КПРФ и ее друзьями поправок, ясно, что для избирателя важнее будут результаты голосования их депутатов, а в конституционных тонкостях он разбираться вряд ли будет.
Таким образом, коммунисты в принципе одержали вчера в Думе довольно серьезную предвыборную победу - у них теперь есть убедительный компромат в отношении почти всех своих соперников.