0
1188
Газета Политика Интернет-версия

22.09.1999 00:00:00

Пора оторвать власть от трубы

Сергей Огнивцев

Об авторе: Сергей Борисович Огнивцев - доктор экономических наук, зам. директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики.

Тэги: экспорт, нефть, власть


ВКУС "Нефтедолларов" наше руководство впервые отчетливо ощутило во время энергетического кризиса 1973 г., когда цены на нефть выросли в 7 раз. Относительно недавно открытые и казавшиеся тогда неисчерпаемыми нефтегазовые богатства месторождений Западной Сибири при высоких мировых ценах привели власть в состояние легкой наркотической эйфории. За десять последующих лет мировая цена нефти выросла еще в 3 раза, а привычка решать многие проблемы за счет экспорта нефти и газа превратилась в устойчивую зависимость, подобную наркотической. Конечно, не стоит ни преуменьшать, ни (что делается чаще) преувеличивать значение "нефтедолларов" для советской экономики. Экспорт углеводородного сырья на мировые рынки в лучшие годы доходил лишь до 3% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, однако это был один из немногих источников валюты, на которую можно было закупать передовые западные технологии, зерно для нашего крайне неэффективного животноводства и дефицитные товары, шедшие по разнообразным распределительным сетям.

Случайно или нет, стремительное пятикратное падение цен на нефть в 1985-1990 гг. совпало с перестройкой и напоминало в конце 80-х наркотическую ломку всего общества. Кстати, огромные заимствования СССР горбачевского периода (около 70 млрд. долл.) почти полностью совпадают с недобором экспортной выручки, возникшей в результате падения мировых цен на энергоносители.

В начале 90-х Ельцин вырвал нефтегазовую трубу у советского руководства, но сам стал в еще большей степени жертвой "нефтедолларовой" зависимости, поскольку из-за падения производства и курса рубля экспорт нефти и газа уже стал доминировать в ВВП, а в 1999 г. почти вдвое превзошел бюджет страны.

Довольно быстро экономическая мощь топливно-энергетического комплекса (ТЭК) была трансформирована в политическую власть, и правительство страны почти весь период реформ возглавляли ставленники ТЭКа (Черномырдин и Кириенко). Достаточно посмотреть на список наших "олигархов", чтобы понять, что вся система нынешней экономической власти опирается на ТЭК. Интересы этого комплекса, естественно, главенствуют в государственной политике, а традиционно сильнейшие в советский период группировки военно-промышленного и отчасти агропромышленного комплексов (ВПК - АПК) оказались оттеснены от власти. Доминирование интересов добывающих отраслей по сравнению с обрабатывающими и высокотехнологичными уже привело Россию в ряды сырьевых стран, и без осознанного и направленного стратегического усилия нам не удастся сойти с траектории технологической деградации, экстраполяция которой превращает ТЭК в единственный действующий комплекс экономики, полностью работающий на экспорт.

Большинство важнейших решений в области экономической политики последнего времени так или иначе вело к дальнейшему обогащению и усилению ТЭКа в ущерб другим отраслям. Действительно, перед кризисом августа 1998 г. экспорт почти сравнялся с импортом и необходимо было принимать меры по снижению последнего. Можно было пойти по пути умеренной контролируемой девальвации (примерно на 30%), рекомендовавшейся тогда многими экономистами, при одновременном введении значительных импортных пошлин на большинство товаров. Правительство пошло на неконтролируемую четырехкратную девальвацию. Такое уменьшение курса рубля для импортеров эквивалентно 300-процентной импортной пошлине. Однако при том же уменьшении объема ввозимых товаров при использовании импортных пошлин разница в ценах шла бы в доход государству, а при падении курса рубля - фактически вся прибыль достается экспортерам, то есть в основном ТЭКу. Сейчас, когда значительная часть защитных возможностей девальвации бездарно исчерпана и импорт, например, мясопродуктов (без мяса птицы) уже достиг докризисного уровня, следует учесть накопленный горький опыт и перейти от девальвационной защиты внутренних рынков к тарифной, выгодной государству, АПК и высокотехнологичным отраслям.

Четырехкратная девальвация создала возможность проведения значительной направленной эмиссии. Неизбежность эмиссии после уже прошедших девальвации и инфляции следует из базового, признаваемого всеми экономическими школами закона рыночной экономики, в соответствии с которым произведение денежной массы на скорость обращения денег должно быть равно ценам, умноженным на объемы продаваемой продукции. Поскольку инфляция составила уже 100% и нет никаких оснований считать, что деньги стали обращаться быстрее, то для обслуживания прежнего товарооборота необходимо было бы эмитировать еще 100% денег в наличной и безналичной формах, а это около 400 млрд. руб. Поскольку все рынки, включая продовольственные, значительно сузились, безопасный уровень эмиссии можно оценить в 250 млрд. руб. Косвенные данные дают возможность оценить размер уже имеющейся в этом году эмиссии в 150 млрд. руб. Эти деньги были эмитированы ЦБ для закупки валюты у экспортеров. Поэтому нам удалось отдать около 6 млрд. долл. внешнего долга практически без уменьшения золотовалютных резервов. Однако эти деньги, естественно, оказались в руках экспортеров (нефтяников, газовиков и т.д.), что фактически заморозило эмитированную рублевую массу и свело к минимуму ее участие на товарных рынках, стимулирующее производство. Более того, в банках скопилось значительное количество свободных рублевых ресурсов, которые постоянно нависают над валютным рынком и в любой момент могут дестабилизировать его. По нашим расчетам, имеется еще достаточно значительный эмиссионный потенциал, который при разумном использовании практически без дополнительной инфляции может дать существенный дополнительный стимул росту производства в высокотехнологичных отраслях и АПК.

Прошедшее в последнее время почти двукратное подорожание нефти еще более укрепило позиции ТЭКа, который успешно противодействует даже незначительному увеличению экспортных пошлин, в 10 раз меньших дополнительной прибыли, получаемой экспортерами от девальвации и роста цен.

Только переход власти от ТЭКа к политическим партиям и объединениям, представляющим ВПК - АПК и другие отрасли обрабатывающей промышленности, создаст предпосылку для возвращения России к развитию по пути наукоемкого производства и высоких технологий. Кстати, вопреки усиленно распространяемому сейчас мнению вопрос о власти решится в декабре на парламентских выборах. По всей вероятности, левые и левоцентристские партии социальной ориентации (КПРФ и блок Примакова - Лужкова), электорально связанные с обрабатывающей промышленностью, ВПК и АПК, обеспечат себе достаточно мест в парламенте для назревшего пересмотра конституционных норм и значительного ограничения президентской власти. Таким образом, реализуется постепенный и относительно безболезненный отход от власти нынешнего президента и спокойное окончание бурного и бесславного ельцинского десятилетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1330
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
841
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
600
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
835

Другие новости