КАК УЖЕ сообщалось, на состоявшейся 15 сентября пленарной сессии Государственного совета Татарии народные депутаты приняли решение: приостановить в республике призыв на срочную службу в российских Вооруженных силах. "До того момента, пока все призывники этого года не будут возвращены из Дагестана в места постоянных дислокаций их воинских частей и подразделений" - как записано в принятом депутатами постановлении. Сегодня 43 солдата, призванные этим летом из Татарии, проходят службу в 136-й стрелковой бригаде, которая принимает участие в военных действиях в Дагестане. Как пояснил депутатам военный комиссар республики генерал-майор Рим Мустаев, призывники были направлены в бригаду, когда Дагестан еще не был горячей точкой.
Поводом для принятия постановления Госсовета Татарии "О приостановлении на территории республики призыва граждан на военную службу" стали шесть похоронок, пришедших из Дагестана. Двое ребят из Нурлатского района погибли, успев прослужить менее двух месяцев. Их гибель президент Минтимер Шаймиев назвал "преступлением, за которое должны понести ответственность командиры, пославшие необстрелянных ребят на верную смерть". Аргумент военного комиссара, сославшегося на статью 41 Закона "О воинской обязанности и военной службе", в которой, по его словам, записано, что солдат, принявший присягу, имеет право принимать участие в боевых действиях, депутатов не убедил.
Кстати, сам военком, прошедший Афганистан, вспоминал и размышлял с трибуны о том, что новобранцев полгода обучали военному ремеслу в Советском Союзе, прежде чем отправить в район боевых действий. Да и ситуация сегодня в России не та, чтобы все мужское население призывного возраста встало под ружье. Без этих необстрелянных мальчишек есть кому справиться с бандитами. "Тем более что руководство Министерства обороны Российской Федерации неоднократно заявляло, что в боевых действиях в зонах межнациональных конфликтов, в горячих точках будут принимать участие только военнослужащие-контрактники", - сказал, комментируя принятое постановление, председатель Государственного совета Фарид Мухаметшин. Спикер татарского парламента даже не пытался скрыть свое возмущение действиями российских командиров.
Надо сказать, что и власти, и депутатский корпус республики не один год шли к этому решению. Когда на Северном Кавказе начались крупномасштабные военные действия, названные впоследствии чеченской войной, и оттуда стали приходить одна за другой похоронки, местные национал-патриоты стали требовать, чтобы Татария не принимала участия в братоубийственной войне, когда мусульманин идет с оружием на мусульманина. Это сегодня муфтий Татарии говорит, что у бандитов нет религии, а тогда именем Джохара Дудаева националы (правда, неофициально) назвали площадь перед новым зданием Татарского театра имени Галиаскара Камала.
Требование националов не посылать ребят в Чечню в ту пору не набрало необходимого числа депутатских голосов, поэтому нынешнее решение Госсовета о приостановке призыва в армию стало поводом для обвинений депутатского корпуса в популизме в преддверии выборов в Государственную Думу РФ и Государственный совет Татарии, а заодно и "наехать" на недовольный суверенитетами федеральный Центр, подозревающий Татарию в стремлении окатить всю Россию очередной волной сепаратизма.
Шестнадцатого сентября местная телекомпания "Эфир" попыталась выявить мнение горожан по поводу принятого постановления. Одобрили решение депутатов 188 человек. Против высказались 89 телезрителей. И в тот же день стало известно, что президент Шаймиев во время личной встречи нашел понимание российского премьера Владимира Путина. По крайней мере, так заявил сам президент Татарии. Российский премьер, по его словам, пообещал больше не посылать новобранцев в горячие точки. Шаймиев и Путин договорились, что Минобороны обсудит сложившуюся ситуацию с руководством Татарии. Российский премьер никак не комментировал свои переговоры с Шаймиевым, и поэтому сложно сказать, пообещал ли татарский президент отменить решение о приостановке призыва. Если этого не произойдет, можно будет считать, что Казань получила еще больше прав, а единству Федерации нанесен еще один удар.