Егор Строев не отрицает и не подтверждает свои слова о желательности отставки президента. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
ГАЗЕТА "Нью-Йорк таймс" опубликовала в четверг небольшое интервью со спикером Совета Федерации Егором Строевым, в котором он заявил, что отставка президента России Бориса Ельцина была бы благом для страны. "Если бы Ельцин ушел сегодня, это было бы лучше для народа и политических партий, да и для него тоже, - сказал, в частности, Егор Строев. - С одной стороны - он получил огромные права, но с другой - он абсолютно лишен власти над страной. Он может уволить главу своей администрации или премьера, но больше - никого. Его власть не простирается дальше кремлевских стен. Никому такая система власти не нужна. Если она сохранится, мы потеряем Россию".
Это первое достаточно жесткое высказывание председателя верхней палаты российского парламента в адрес президента, если, конечно, "Нью-Йорк таймс" правильно воспроизвела слова Строева. Он не стал опровергать публикацию в "Нью-Йорк таймс", однако заявил, что решение об отставке глава государства может принимать только самостоятельно. Отвечая на вопрос о возможности появления на заседании Совета Федерации обращения к Ельцину с призывом добровольно сложить свои полномочия, спикер заметил, что "такой вопрос в повестке дня не значится, но все возможно".
Из этого комментария фактически следует, что Строев хотя и не подтвердил опубликованную в американской газете информацию, но и не опроверг саму возможность постановки такого вопроса.
Означает ли это, что даже самые "мягкие" критики российского президента, каковым долгое время считался Егор Строев, решили изменить свою позицию, или же появление подобной публикации в западной печати есть не что иное, как очередная порция масла в огонь разгоревшегося несколько недель назад скандала вокруг Бориса Ельцина и его ближайшего окружения, которую Запад подбрасывает сознательно, пока неясно.
Однако скандал вокруг "отмывания грязных русских денег" и слухи о возможной отставке Бориса Ельцина скорее всего взаимосвязаны. Понятен всемирный интерес к фактуре скандала. Вполне объяснимо и желание Европы не отстать от США в этой шумной акции по разоблачению России.
Можно говорить о том, что сегодня наступил качественно новый этап информационной войны. Речь идет уже не об отдельных группах российских политиков и финансистов, которых нужно "убрать со сцены", а о стране в целом. Первые "звонки" - заявление министра финансов США о необходимости прекращения кредитования России и перенос заседания совета директоров МВФ, хотя для этого нет никаких экономических причин. Следующим шагом Запада может стать коренное изменение политики по отношению к России. И тогда могут сбыться мрачные предсказания циничного Альфреда Коха (так возмутившие в свое время все российские СМИ) о том, что Россия в цивилизованном мире уже никому не нужна.
Мировой скандал вокруг "отмывания" российских денег во многом спровоцирован. Но эта провокация - явный сигнал Запада. Его последнее предупреждение и откровенный намек на то, что отныне играть придется по новым правилам: гласно признать или опровергнуть все обвинения в коррупции. Только в этом случае антироссийское шоу прекратится.
Вчера же поступили первые отклики на публикацию в "Нью-Йорк таймс". Лидер фракции НДР Владимир Рыжков и руководитель депутатской группы "Российские регионы" Олег Морозов сомневаются, что Егор Строев мог заявить "такое". Тем не менее оба они признали, что подобные настроения в обществе есть.
Ольга Тропкина
ИЧЕГО экстраординарного на сегодняшнем заседании Совета Федерации, вероятно, не случится. По крайней мере это пообещал председатель комитета по конституционному законодательству СФ Сергей Собянин. По его словам, речи о досрочной отставке президента идти не будет. Так прокомментировал Собянин высказывание спикера СФ Егора Строева о том, что отставка Ельцина стала бы для страны благом. Напомним, что рассмотрение этого вопроса пытались инициировать несколько членов Совета Федерации. Однако вполне очевидно, что сенаторы не захотят поднимать этот вопрос в какой бы то ни было форме, поскольку (это мнение выразил и Собянин) это будет настоящим "подарком" террористам, учитывая то, что страна не имеет права позволить себе заниматься подобными вещами, имея на своей территории военный конфликт.
Своеобразную "фору" террористам, по мнению главы комитета по конституционному законодательству, можно дать и в том случае, если Россия поддастся панике и все-таки объявит о введении чрезвычайного положения. И премьер, и Совет Федерации предпочитают называть проводимые ими военные действия в Дагестане и Москве как "действия с применением элементов контртеррористической акции". А чрезвычайная ситуация вовсе не означает необходимость введения ЧП, поскольку, по словам Собянина, "мы и близко не подошли к той ситуации, которая этого потребует". Последствия и сложности, которые непременно возникнут после реализации этой крайней меры, понимают и члены СФ.
Это прежде всего значительное ограничение свобод и прав граждан, пересмотр функций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов представительной власти, контроль и приостановление деятельности СМИ и так далее. Тем более речь не может идти об отмене выборов, что будет непременным следствием введения ЧП, поскольку наряду с военным конфликтом разгорится и конфликт политический. К тому же, по мнению Собянина, вряд ли какой-либо субъект РФ согласится аннулировать свои права ради сомнительного способа борьбы с террором. Так что с террором вполне можно справиться с помощью закона о борьбе с терроризмом, который был принят прошлым летом, поскольку, по словам главы комитета по конституционному законодательству, он содержит все необходимые механизмы по борьбе с терроризмом.
В общей сложности на сегодняшнем заседании будет рассмотрено пять вопросов. В повестку дня кроме вопроса "о положении на Северном Кавказе и о принимаемых правительством РФ мерах по обеспечению безопасности в стране" входят также вопросы о продлении срока использования контингента Вооруженных сил РФ в Боснии и Герцеговине, о назначении судей Верховного суда РФ и об освобождении от должности первого заместителя генерального прокурора РФ Юрия Чайки.