Внятной политики в отношении Кавказа без психиатрических обертонов не приходится ожидать ни от нынешнего политического истеблишмента, ни от будущего. Похоже, Россия так и будет являть собою безразмерного динозавра с крохотным шизофреническим мозгом, из которого идут дурацкие противоречивые сигналы на места, а подолгу и вообще ничего не идет. И то не знаешь, что лучше - такой вот раздрай или бодрый, либерально настроенный фрукт, который начнет решительно избавляться от всего, что хлопотно и что не сулит быстрой личной политической и прочей выгоды, а в особенности портит его имидж в глазах цивилизованного мира. А ведь Чечня и вообще Кавказ - прямо скажем, никакой не бином Ньютона, сколько бы нам ни твердили благоглупости вроде "Восток - дело тонкое". Не тоньше Запада. Только бесполезно пытаться - что на Востоке, что на Западе - некоей тонкостью возместить отсутствие силы и воли.
История, современный опыт и здравый смысл показывают, что Realpolitik России на Кавказе может быть успешной при соблюдении некоторых вполне очевидных "надо", а любая попытка обойти их дает в конечном счете позорный пшик. Есть целый ряд граблей, о которые расшибали лоб царские наместники, советские комиссары и ельцинские эмиссары. Соответственно есть серия установок, коим любые радетели России, если таковые еще остались, должны настойчиво и долго следовать, прежде чем в нашем доме будут мир и порядок.
(1) Надо не стесняться быть тем, что мы есть - Российская псевдодемократическая империя (с неясными перспективами стать демократической). В конце концов латинское imperium означает просто "сила", и любое государство держится на силе по определению. В любом государстве есть меньшинства, есть центр и периферия, и если часть угрожает целому, ее приводят в чувство любыми разумными средствами. Относительно меньшинств. Принцип самоопределения наций подозрителен по сути, потому как только в редчайших случаях (как в Чехословакии) его осуществление обходится без нарушения базовых человеческих прав и свобод, имеющих приоритет перед любыми другими ценностями. По самым приблизительным подсчетам, чеченский нацизм изломал жизни не только самим чеченцам, а также являет собой непреходящую угрозу неведомому количеству иных жизней. И он должен быть задавлен, какими бы историческими обидами он ни питался. Нацизм - он и в Африке нацизм, и в Европе, и разговор с ним везде должен быть один.
(2) Надо перестать говорить глупости типа "Пусть Чечня уходит". Это все равно что пойти к знахарке, чтоб она пошептала - "пусть раковая опухоль рассосется". Говорить такие вещи простительно обывателю, а не государственным деятелям, обязанным знать кое-что из истории, географии и экономики. Никуда Чечня не уйдет - она всегда будет нависать угрозой целостности России и ее безопасности, экономической и прочей. Причина тому древняя, универсальная и трагичная: горы рождают больше людей, чем могут прокормить. Закон в его современных, цивилизованных формах здесь не работает. Единственный способ противостоять этой первобытной криминальной стихии - колониальная администрация, опирающаяся на вооруженную силу. Это может шокировать господ московских диссидентов, положивших жизнь на расшатывание империи и сдуру вставших грудью на защиту "прав чеченского народа", но любой сторонний наблюдатель, проживший лет двадцать на Кавказе, подтвердит, что все это - не более чем сухая констатация реального положения вещей. Далее. Говорить "Пусть Чечня уйдет" - это все равно что приглашать: пусть придут исламские экстремисты из Турции (члена НАТО, если кто забыл), Саудовской Аравии, Иордании, пусть придут "Талибан", Усама бен Ладен, ХАМАС и прочие теоретики и практики установления господства ислама во всемирном масштабе. И тогда уж они придут на совершенно законных основаниях, по приглашению суверенного и независимого государства, члена ООН и всего, чего надо. Что они сотворят с югом России, догадаться несложно (см. выше), но попробуй их тогда выбить - как раз в агрессоры попадешь, а там уж сценарии один веселее другого.
Так что любые публичные призывы "отпустить Чечню" следует признавать тем, чем они являются, - антиконституционным деянием, влекущим уголовное преследование.
(3) Еще одна глупость, от которой надо отказаться: мы, мол, воюем не с чеченским народом, а с бандитами, отморозками и прочими. Эта вот российская привычка трепетать мистическим трепетом при слове "народ" дорого нам обходится. Кто только на ней не спекулировал, даже Иосиф Виссарионыч отметился: гитлеры, мол, приходят и уходят, а немецкий народ остается. Остаться-то он остался, но наказан был сурово. Народ делает выбор, и народ кушает его последствия. Если народ в массе своей выбирает этническую ненависть как идеологию и бандитизм как образ жизни - что ж, простите мой арго, но Аллах не фраер, может и наказать, и наказание будет так же массовидно, как и преступление. Народ, выбирающий национальным героем патологического убийцу вроде Басаева, способного брать в заложники рожениц, больных и детишек и прикрываться ими в бою, на самом деле выбирает гораздо более чем национального героя - он выбирает свою судьбу.
(4) Надо прекратить всякие переговоры на государственном уровне с чеченскими лидерами. В глазах российского закона Масхадов является главарем незаконного вооруженного формирования, а вовсе не президентом республики с отложенным статусом. Российская Конституция не предусматривает никаких отложенных статусов, российский парламент не признавал ни выборов президента самопровозглашенной Ичкерии, ни тех шариатских безобразий в ней, которые начисто отрицают российскую Конституцию. Соответственно встает вопрос об уголовной ответственности российских государственных деятелей, которые объективно вступают в сговор со злостными нарушителями Конституции РФ, не говоря о том, что последние, помимо всего прочего, являются убийцами и террористами.
Если даже отвлечься от чисто правовых аспектов проблемы, в этой самой Ичкерии, несмотря на павлиньи униформы, парады, салюты и прочее, реально нет никаких президентов, министров, департаментов, политических партий и прочего, а есть вооруженные группировки, основанные на клановых сообществах и делящие власть и собственность строго в соответствии с кулачным правом, которое доминирует над любым другим, включая шариат и тарикат. Администрация советских времен разрушена, и ей на смену пришло первобытное родоплеменное устройство, частично переплетенное с теократией, т.е. имеет место регресс к состоянию, в котором чеченцы пребывали постоянно, за исключением времен имамата Шамиля и коммунистического правления (разговоры о четырехсотлетнем противостоянии России и "чеченского государства" - это образец ельцинского бреда вполне в духе 38 снайперов в Первомайском). В такой ситуации имеют смысл лишь переговоры с представителями отдельных общин на локальном уровне. Политически переговоры на государственном уровне не имеют никаких резонов, поскольку чеченские лидеры готовы обсуждать только два вопроса - о предоставлении Чечне независимости и о выплате ей контрибуции как победившей стороне. Такие требования могут служить мерой наглости, но никак не основой для переговоров.
Ввиду сказанного надо прекратить разговоры о "политическом" решении чеченской проблемы, под которым имплицитно имеются в виду исключительно переговорные способы, ибо они в данном случае ничего не дадут, кроме дальнейшего позора и унижения России. Переговоры с преступным сообществом относительно местных вопросов можно вести, но они должны опираться на силу и решимость добиться собственных целей иными средствами.
(5) Надо законодательно определить статус Чечни как части территории России, на которой власть узурпирована незаконными вооруженными формированиями и частью населения которой проведена преступная этническая чистка в отношении другой части населения. Должна быть законодательно поставлена цель возвращения территории Чечни в единое государственно-правовое поле РФ и восстановления справедливости относительно жертв этнической чистки.
(6) В районах, непосредственно граничащих с Чечней, должно быть объявлено, а точнее, узаконено особое положение, нормы которого также должны быть определены законодательными органами России. Так же законодательно необходимо ввести полную блокаду чеченского участка территории России до достижения поставленной цели.
(7) Надо отрешиться от надежд осуществить такую блокаду по дешевке, карикатурными блокпостами, неспособными защитить даже самих себя, ОМОНом, казачьими разъездами и прочей дребеденью. По всему периметру Чечни необходимо создать нормальную линию фронта, передислоцировав туда при необходимости регулярные части из срединных областей России и в особенности из Югославии, и далее сжимать кольцо блокады, постепенно, без спешки разоружая и замиряя один населенный пункт за другим с непременной фильтрацией населения и преданием боевиков, сколько бы их ни было, военно-полевому суду.
(8) Надо провести специальные операции по обезвреживанию "пятой колонны" как в районах, непосредственно примыкающих к Чечне (чеченцы-аккинцы, ваххабиты), так и в глубине России, особенно в Москве, откуда идет финансовая и информационная подпитка бандитского режима, чему было достаточно свидетельств во время военных действий 1994-1996 гг.
Надо поставить заслон прочеченской пропаганде, в которой достаточно упражнялись во время войны и российские СМИ, и бывшие "вражьи голоса" типа "Свободы", которые, впрочем, благополучно занимаются этим и по сей день.
(9) Cordon sanitaire должен в существенной мере разрушить систему каналов, по которым поступают оружие и финансовые средства чеченским террористам, однако необходимы также политические, дипломатические, экономические и иные шаги, которые отбили бы охоту некоторых государств, в особенности Азербайджана, Грузии и Турции, предоставлять такого рода каналы.
Очевидно, что набросанная выше программа потребует огромных затрат и напряжения сил. Необходимо, однако, ясно осознавать и альтернативу такому курсу - безмозглым и беспорядочным образом дергаться, огрызаться, отступать и в конце концов сидеть и смотреть, как Россия идет на дно.