Дмитрий Савельев надеется, что ему удастся отменить решение о своей отставке. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ накал вокруг отставки главы "Транснефти" Дмитрия Савельева не помешал большинству из причастных к нему лиц заниматься своими делами. Представители "ЛУКОЙЛа" жили своей жизнью - объединялись с "КомиТЭКом" (см. 4-ю полосу "НГ"), входили в совет его директоров и не стремились комментировать скандал вокруг "Транснефти". Как стало известно корреспонденту "НГ", назначенный накануне новый президент "Транснефти" Семен Вайншток в своем новом рабочем кабинете не появлялся, а на выездном заседании коллегии Минтопэнерго был представлен как вице-президент "ЛУКОЙЛа". Менеджеры "Транснефти" упорно называли Дмитрия Савельева своим президентом, Савельев проводил пресс-конференцию и добивался разговора с Владимиром Путиным, а премьер-министр, судя по всему, его игнорировал. Конфликт интересов перешел в плоскость юридической перепалки. Закончилось тем, что к концу вчерашнего дня Савельев подал в суд на министра Калюжного.
По мнению юристов компании "Транснефть", попытки смещения нынешнего президента "Транснефти" Дмитрия Савельева противоречат не только закону об акционерных обществах, но и трудовому законодательству и, в конечном итоге, Конституции РФ, а потому являются "ничтожными" и не имеющими юридических оснований. На вопрос корреспондента "НГ", в чем именно состоит юридическая "ничтожность" подписанного первым вице-премьером Николаем Аксененко распоряжения, юристы компании сослались на заключение экспертов института законодательства при правительстве, утверждающее, что деятельность "Транснефти" находится в правовом поле Закона "Об акционерных обществах". Они считают, что "ни одно" из предпринятых Виктором Калюжным и Николаем Аксененко действий по отстранению от должности Дмитрия Савельева не отвечает этому законодательному акту.
Несостоятельными в "Транснефти" считают и юридическую аргументацию заместителя главы Минтопэнерго Владимира Станева, приводившего доказательства правомерности решений своего начальника. Он ссылался на поправку к закону "О приватизации государственного и муниципального имущества", утверждающую, что для проведения собрания акционеров в компаниях, где 100% голосующих акций находится в федеральной собственности, созыв совета директоров не предусмотрен. Однако, по словам экспертов "Транснефти", в их компании государству принадлежит лишь 75% голосующих акций, тогда как остальные 25%, хотя и являются привилегированными, но, поскольку дивиденды по ним не выплачивались, они приобретают право голосующих.
Свое отношение к происходящему обозначил вчера и непосредственный "виновник" отставки Дмитрия Савельева Николай Аксененко. Смысл его заявления заключался в том, что федеральная собственность не передается ее управляющему раз и навсегда, а смена главы "Транснефти" была исключительно правильной. Не был, по его словам, нарушен и порядок смены руководителя компании.
На момент подписания номера в печать никаких сообщений об отношении Владимира Путина к перестановкам в нефтяных компаниях не поступало. Между тем, по информации агентства "Интерфакс" со ссылкой на источники в аппарате правительства, вопрос об отстранении Дмитрия Савельева от должности до конца еще не решен.