Патриарх Московский и всея Руси Алексий II у иконы Владимирской Божьей Матери. Фото Владимира Суханова (НГ-фото) |
ВОСЬМОГО сентября этого года в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в храме Николая в Толмачах верующие смогли помолиться перед этой святыней. Перенос иконы из зала древнерусского искусства в храм-музей был обставлен со всей торжественностью. Для лучшей сохранности иконы на московском заводе полиметаллов, который является спонсором Третьяковской галереи, специалистами был изготовлен специальный киот, в котором должен был соблюдаться необходимый температурно-влажностный режим во время богослужений. В минувшую среду торжественную литургию провел архиепископ Солнечногорский владыка Сергий, а в два часа пополудни в храм Николая в Толмачах приехал сам Патриарх Московский и всея Руси, чтобы отслужить торжественный молебен. "НГ" писала об этом событии (см. "НГ" от 09.09.99).
О самой иконе сохранилось немало легенд. Например - что написана она была евангелистом Лукой, что доска для нее была взята из стола, за которым трапезовал Христос. Есть история о том, как иконописный лик явился Тамерлану и Тамерлан повернул свои войска и без боя покинул пределы Московского государства. Победу при Бородине русские войска одержали 8 сентября - в день празднования иконы Богоматери Владимирской. Говорят еще, но это, видимо, легенда, что в 41-м, когда немецкие войска подошли вплотную к Москве, Сталин приказал обнести икону вокруг Кремля, вскоре последовал перелом в битве за столицу. За месяц до чернобыльской катастрофы икону Владимирской Богоматери якобы видели в окне старой церкви в деревне близ атомной станции... Мистика, какие-то поверья и правда сплелись в более чем 900-летней истории иконы.
Естественно, многие - и верующие, и обычные посетители галереи - поспешили в Лаврушинский переулок, чтобы посмотреть на икону Богоматери Владимирской. Но оказалось, что ни в храме-музее, ни в постоянной экспозиции Третьяковской галереи ее нет. Сразу же после отъезда Патриарха по решению ученого совета галереи икона, почитаемая заступницей русского народа и государственной святыней, была перенесена в депозитарий. В музее говорят: под наблюдение реставраторов. Заведующая отделом древнерусского искусства Надежда Геннадьевна Бекенева, вся жизнь которой связана с Владимирской и которая так много сил положила на то, чтобы икона как можно меньше подвергалась риску, сейчас в отпуске. В ее отсутствие сотрудники отдела, как и вообще сотрудники Третьяковки, стараются особенно не распространяться о нынешнем состоянии иконы.
По словам главного хранителя галереи Лидии Ромашковой, капсула, в которой икона должна была находиться в храме-музее во время служб, не прошла все положенные испытания.
Сейчас капсула-киот вернулась на завод для завершения стендовых испытаний. Вообще же, завод первоначально должен был изготовить ее - для музея бесплатно! - лишь в декабре. После чего два месяца капсула должна была "работать" без иконы внутри. Не Третьяковская галерея была инициатором скорейшего переноса иконы из постоянной экспозиции галереи в храм-музей. На то, как говорится, была воля свыше. Не Божья, надо полагать... К празднику поспели.
Сейчас некоторые сотрудники музея крайне нервно реагируют на желание что-либо узнать о судьбе иконы. На вопрос, пострадала она или нет, Лидия Ромашкова отвечает: "Для этого мы здесь и работаем" и спешит прервать разговор на "неприятную тему". В Третьяковке боятся обиды со стороны ни в чем не повинного завода-изготовителя капсулы, но еще больше - ссоры с Церковью, которая, конечно, сейчас имеет большую власть, чем самая главная картинная галерея страны и все музейные авторитеты, вместе взятые. Не случайно, наверное, на праздничной трапезе один из руководителей Москвы пожелал Церкви и дальше идти по намеченному пути, поскольку у нас в России еще много икон в музеях и много церквей. Ссора с Церковью, конечно, может сегодня сильно повредить, казалось, нормализовавшимся отношениям Третьяковской галереи с руководством РПЦ. Надо надеяться, что этого не случится.
Но мистика - неотъемлемая часть нашей сегодняшней жизни, в которой походы в храм легко сочетаются с чтением гороскопов и обращением к разного рода знахарям и народным целителям. И потому те, кто сопоставит даты появления иконы в храме Николая в Толмачах и ее возвращения обратно с датами последовавших затем трагедий в Москве, наверняка найдут совпадение не случайным. И, естественно, раздуют вселенский скандал с самыми нелепыми предположениями и предложениями.
Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заверил нас, что только нахождение в депозитарии гарантирует сохранность иконы, ибо опыт пребывания ее в стенах храма даже в специальной капсуле показал, что условий, равных тем, что созданы в депозитарии, добиться невозможно. Вот почему ученый совет после тщательного обсуждения принял такое решение. Кроме того, и в депозитарии Богоматерь Владимирская будет доступна для посетителей галереи, но, конечно, не всех.
Руководство Третьяковской галереи планирует также провести в ближайшее время пресс-конференцию, посвященную судьбе иконы.