БОЛЕЕ чем настойчивые изыскания журналистов миланской газеты "Коррьере делла сера" в рамках дела о "кремлевских счетах" в Швейцарии наконец-то удостоились оценки самого Кремля. В субботу вечером российское посольство в Италии передало в редакцию влиятельного издания письмо руководителя президентской администрации Александра Волошина на имя главного редактора газеты Ферруччо де Бортоли. В этом документе, датированном 10 сентября, говорится: "В последнее время рядом средств массовой информации была развязана беспрецедентная кампания по дискредитации Российской Федерации и президента Российской Федерации как главы государства и как личности. Цель клеветнических обвинений - связать имя президента и его близких с неким вымышленным "финансовым скандалом", запятнать образ России в глазах мирового сообщества. С сожалением вынуждены констатировать, что упомянутые материалы публиковались и на страницах Вашего издания. Администрация президента Российской Федерации не комментирует лживые и грязные измышления. Однако, учитывая масштаб кампании, мы обращаемся к Вам с призывом тщательно взвесить последствия данной акции".
Далее в письме подчеркивается, что распространение злонамеренных обвинений в адрес Бориса Ельцина и попытки связать его имя с вышеупомянутым "финансовым скандалом" являются политической провокацией. Волошин предложил де Бортоли иметь в виду, что возглавляемая им администрация в целях защиты чести и достоинства российского президента готова прибегнуть к использованию международного права.
Опубликовав в воскресном номере письмо Волошина, "Коррьере делла сера" сопроводила его кратким комментарием главного редактора. "Коррьере делла сера", - говорится в нем, - публиковала только те сообщения, которые были снабжены скрупулезно собранными свидетельствами и документальными доказательствами. Наши разоблачения были подтверждены швейцарскими и российскими следователями и международными финансовыми учреждениями. Свободная газета в демократическом обществе обязана печатать обоснованные и проверенные сообщения, представляющие всеобщий интерес (в данном случае для всего мира). К числу принципов международного права, к которым господин Волошин обращается, чтобы написать письмо, не лишенное неприемлемого тона, относится также презумпция невиновности, которую мы всегда соблюдали. С удовлетворением узнав, что "борьба с коррупцией, защита демократии и закона остаются приоритетами" Москвы, "Коррьере" находится в распоряжении российского президента и его семьи для того, чтобы разъяснить международному общественному мнению доводы их защиты".
Комментарии здесь, как говорится, излишни. Стоит, пожалуй, лишь выразить удивление тем, что угрожающее послание из Кремля появилось только теперь. Ведь "Коррьере делла сера", выходящая, кстати, тиражом около 800 тысяч экземпляров, начала свою "беспрецедентную кампанию" еще 25 августа и более двух недель практически ежедневно отводила целые две страницы для освещения дела о "кремлевских счетах". Не совсем ясно также, почему глава президентской администрации апеллирует именно к международному праву. Или Кремль решил обратиться в некие международные судебные инстанции (во всяком случае, не в Гаагский трибунал, главой которого недавно назначена Карла дель Понте)? Однако очевидно, что более естественный и эффективный способ решения проблемы - это обращение в обычный итальянский суд, если администрация президента считает публикации "Коррьере" клеветническими, лживыми и грязными.
К слову, именно к такому решению, судя по интервью все той же "Коррьере делла сера", склоняется еще один из участников этого скандала, управляющий делами президента Павел Бородин. На днях он заявил, что его адвокаты внимательно изучают все газетные статьи, чтобы подать иск о клевете и добиться возмещения нанесенного ему ущерба.
Примечательно, что "Коррьере делла сера" тут же отреагировала на эти заявления Бородина, опубликовав беседу с неназванным сотрудником одного из крупнейших банков Швейцарии, который опроверг возможность каких бы то ни было фальсификаций при открытии счета. При этом он сослался на принятые в течение двух последних лет законы, согласно которым правила проведения любых банковских операций с иностранными, и особенно русскими, клиентами в альпийской республике значительно ужесточаются.