РЕЗКОЕ обострение военно-политической ситуации на Северном Кавказе вызывает необходимость активизации деятельности российских спецслужб. Очевидно, что получение заблаговременной информации о замыслах экстремистов позволило бы обеспечить правильное планирование боевых действий, выдержать последовательность принимаемых решений и провести заблаговременную нейтрализацию возможных террористических проявлений. В настоящее время информационно-аналитическое обеспечение политического руководства РФ по обстановке в Дагестане осуществляют Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и информации, а также Главное разведывательное управление Генерального штаба. Кроме того, часть из указанных специальных служб обеспечивает разведданными штаб группировки федеральных войск, ведущих боевые действия на территории Республики Дагестан.
Как представляется, к числу приоритетных задач СВР сегодня следует отнести вскрытие каналов поступления финансовых средств для чеченских боевиков из-за рубежа, а также установку стоящих за этим исламских организаций и отдельных физических лиц. В дальнейшем полученная информация может быть реализована в иностранных СМИ в рамках так называемых активных мероприятий, а также по дипломатическим каналам с целью побуждения властей ряда стран Ближнего и Среднего Востока принять конкретные меры по прекращению денежной подпитки чеченских экстремистов. Неясно, как решаются указанные задачи. Сама СВР от каких-либо комментариев воздерживается. Пока же можно констатировать, что финансовые потоки, направляемые террористам, без помех достигают адресатов.
ФСБ следует сосредоточиться на развертывании дееспособной агентурной сети на территории Чечни. Задача это непростая. Помимо организационных усилий, она требует значительных финансовых затрат, так как вербовка агентуры среди чеченцев может быть проведена исключительно на материальной основе. Не следовало бы исключать возможности оказания помощи тем полевым командирам, которые могли бы провести ликвидационные акции в отношении особо опасных террористов - Шамиля и Ширвани Басаевых, Салмана Радуева, Хаттаба. Учитывая, что ФСБ находится на голодном пайке, трудно ожидать скорых реальных результатов.
Главная задача ФАПСИ - непрерывный электронный мониторинг каналов связи, функционирующих на территории Чечни и в районах Дагестана, занятых боевиками. К решению данной задачи необходимо подключить и специальные подразделения Управления радиоэлектронной борьбы Генштаба. В ходе чеченской войны ФАПСИ со своими задачами справлялась успешно. Надо полагать, что и в нынешних условиях специалисты агентства справляются с возложенными на них задачами.
Что же касается ГРУ, то, помимо ведения космической фотографической разведки основных районов дислокации бандформирорваний, военной разведке следовало бы сосредоточиться на проведении диверсионных акций на транспортных коммуникациях, используемых боевиками. Один радиоуправляемый фугас, установленный в нужное время в нужном месте, - и проблема с идеологами и вдохновителями чеченского экстремизма может быть решена раз и навсегда. Кроме того, разведгруппы спецназа ГРУ могут выдавать целеуказания для авиации. Именно таким образом в свое время был уничтожен Джохар Дудаев.
В целом складывается впечатление, что отечественные спецслужбы оказались не готовы к адекватному реагированию на события в Дагестане. К тому же практически все из них (кроме ГРУ) замыкаются непосредственно на президента, который в силу своего состояния здоровья не способен обеспечить процесс оперативного руководства и координировать усилия российского разведывательного сообщества.