ВМЕСТО того чтобы реагировать на доклады спецслужб, Министерства по делам федерации и национальностей, губернаторов пограничных с Чечней субъектов РФ и готовиться к "горячей осени" на Северном Кавказе, руководство страны весной и летом направляло усилия Вооруженных сил РФ на подготовку к отражению агрессии НАТО. Истрачено огромное количество финансов, топлива, других материальных средств, моторесурса, техники армии, ВВС и флота, которые до конца года нельзя восполнить. На деле оказалось, что сегодняшний противник у нашего государства совсем другой. Это большие отряды боевиков и террористов на территории Чечни, вооружаемые, снабжаемые и обучаемые на деньги заинтересованных кругов и стран.
Полутора-двухтысячные вооруженные соединения на территории Чечни у границ Дагестана в течение довольно длительного времени формируются, затем беспрепятственно пересекают административную (а фактически государственную) границу РФ и захватывают целые районы на территории Дагестана, где давно подготовлены для них долговременные укрепления. Упреждающих действий федеральных органов власти при этом не видно. В отсутствие федеральных законов "Об обороне" и "О чрезвычайном положении" значимое решение могут принять лишь высшие законодательные и исполнительные органы России.
Только после принятия юридически правильного оформления и письменного доведения политического решения до руководителей силовых структур страны, определения порядка подчиненности и выделения наряда необходимых сил Генеральный штаб ВС РФ имеет право планировать и проводить войсковую операцию.
Сложившееся положение лишний раз подчеркивает отсутствие у нынешней российской власти твердой политической воли и осмысленной внутренней политики на Северном Кавказе, прежде всего экономической, национальной и социально-политической.
Из-за отсутствия политической воли повторяются некоторые ошибки чеченской войны 1994-1996 года: снова руководство операцией поручают главнокомандующему внутренними войсками МВД генерал-полковнику Вячеславу Овчинникову, не подготовленному к управлению войсками различных федеральных ведомств. Из-за неудовлетворительного взаимодействия выделенных разнородных сил и отсутствия необходимого боевого обеспечения эффективность их невысока, а войска несут ничем не оправданные большие потери.
Зачем снова в Кадарской зоне (села Карамахи и Чабанмахи) руководство операцией поручают генералу Овчинникову, а не командующему Северо-Кавказским военным округом генерал-полковнику Виктору Казанцеву, непонятно. Это не штатная "зачистка" населенных пунктов, к которой в какой-то мере подготовлены силы МВД. Это настоящий штурм, и милиция эту задачу не решит.