БЫВАЕТ ли дым без огня? Вопрос на фоне многочисленных "рашенгейтов" сугубо политический. Дыму (или туману) все прибывает, а ясности относительно источника происхождения окутывающей российскую политическую сцену завесы все нет и нет. Поэтому полагаться приходится на имеющуюся крайне скудную информацию.
Под завершение карьеры президенту России выпало пройти через горнило еще одного скандала. Казалось бы, кому-кому, а Ельцину не привыкать, вспомнить хотя бы знаменитую коробку с долларами. Но у сегодняшнего "компромата" есть существенные отличия. Во-первых, до сих пор еще ни разу подозрения не подкрадывались так близко к главе государства и членам его семьи. Во-вторых, всегда относительно дружелюбно настроенный по отношению к Ельцину Запад вместо улыбающихся физиономий Билла, Гельмута и Жака неожиданно повернулся к обитателям Кремля другой частью тела.
Запад не только информационно не поддержал Кремль, но, более того, активно принялся смаковать скандал за скандалом. Настойчивость, с которой западная пресса и политики вскрывают один за другим нарывы российской коррупции, менее всего похожа на случайное совпадение. Судя по всему, Запад откровенно "сдает" главу семейства и его многочисленных домочадцев.
В фаворе нынче другие "оплоты демократии", гораздо более перспективные. Конечно, к российским делам примешиваются и американские: на носу выборы президента США. Но вспомним, однако, что это событие случается в Соединенных Штатах раз в четыре года. И в прошлый раз дружба с "другом Борисом", полезно совмещенная с поддержкой - моральной и материальной - российских реформ, только помогла Клинтону выиграть выборы.
Сегодняшнее отношение Запада к кормчим российского государственного корабля ярко демонстрирует интервью германского министра иностранных дел Йошки Фишера, данное им летом экономическому еженедельнику "Хандельсблат". Отвечая на вопрос о перспективах помощи страдающей российской демократии, глава внешнеполитического ведомства ФРГ без обиняков заявил: "Помощь немцев только продляет агонию совершенно больного российского медведя".
Можно только добавить, что сезон охоты на "медведя" продлится по меньшей мере до окончания срока его президентских полномочий. Похоже, в Кремле это поняли и от того пребывают во вполне объяснимой растерянности относительно выбора приемов против занесенного над ними лома. Первой реакцией были невнятные обещания как-то (как?) и когда-то (почему не сейчас?) прореагировать на поток компромата (по принципу "вот вам ужо!"), сопровождавшиеся надрывным "не виноватый он (они)".
Отстранение от дела "Мабетекса" следователя Чуглазова, громогласно заявившего, что 90% опубликованной в прессе информации по означенному делу соответствует действительности (более неподходящего времени для такого кадрового решения трудно было придумать), поставило кремлевскую команду в еще более двусмысленное положение. Череда неловких действий президентской команды (начиная с "дела Скуратова") только подлила масла в топку разгоревшегося скандала.
Кстати, опальный генеральный прокурор прямо заявил обозревателю "НГ", что его ведомство располагало оперативными материалами, согласно которым можно было предположить, что дочь президента Татьяна Дьяченко причастна к хищениям транша МВФ.
После отстранения Скуратова эти материалы, вопреки существующему порядку, были направлены "для проверки" в администрацию президента. Как прошла эта "проверка" и прошла ли вообще и где теперь те "взрывоопасные" материалы - сказать трудно.
Переждав неделю-другую, Кремль в конце концов, похоже, все-таки выработал тактику поведения. Версия Кремля выглядит примерно следующим образом: президент - не более чем жертва, предпочитающая стоически выдерживать нападки своих недругов, но при этом не поступаться принципами.
Пресс-секретарь Бориса Ельцина сравнил вчера действия разоблачителей "кремлевской коррупции" с методами инквизиции. "Человек не обязан выходить на площадь, чтобы публично заявить, что он ни в чем не виноват", - заявил Дмитрий Якушкин. На сегодняшний день этот аргумент является единственным словесным щитом Кремля, причем крайне неубедительным.