ОХЛАЖДЕНИЕ отношений между Москвой и Североатлантическим альянсом Министерство обороны РФ старается компенсировать активным развитием военно-дипломатических контактов со странами Азии. С октября 1998 г. глава российского военного ведомства маршал Игорь Сергеев посетил с официальными визитами три государства этого региона - Вьетнам, Индию и Китай. А в Россию приезжали высокопоставленные военные делегации из Вьетнама, Индии, КНР, Южной Кореи и Японии. В этом контексте начавшийся 2 сентября трехдневный официальный визит российского министра обороны в Республику Корея следует рассматривать как продолжение "восточной" политики МО РФ.
Разумеется, внимание наблюдателей прежде всего привлекла возможность продолжения дальнейших закупок Кореей вооружения и военной техники (ВВТ) российского производства. Однако по прибытии в Сеул Игорь Сергеев счел необходимым заявить, что его визит не следует увязывать со сферой ВТС между двумя странами, так как "для этого есть другие структуры, которые целенаправленно действуют в данном направлении", автоматически адресовав все вопросы на данную тему к государственной компании "Росвооружение". По словам маршала, основная цель его миссии - расширить и углубить военное сотрудничество Москвы и Сеула, меры безопасности и стабильности в Северо-Восточной Азии.
Между тем, по данным "НГ", вопрос расширения ВТС все-таки станет одним из ключевых на проходящих переговорах военной делегации РФ с министром обороны Республики Корея Чо Сон Тэ. Прежде всего речь идет о контракте на закупку Сеулом партии дизельных подводных лодок класса "Кило", которые военные эксперты считают одними из лучших в мире. Стороны уже достигли принципиального консенсуса относительно того, что поставка подлодок будет осуществлена главным образом за "живые" деньги, в то время как предыдущие военные поставки из России в Корею - танки Т-80У, боевые машины пехоты БМП-3 и другие ВВТ - осуществлялись в счет погашения российского долга.
Параметры будущего контракта и условия его выполнения пока не согласованы. Позиция южнокорейской стороны заключается в следующем. Соглашение по подлодкам (партия из шести единиц) должно состоять из двух частей. Сначала Сеул закупит три субмарины и сопутствующее оборудование на общую сумму около 1 млрд. долл. Из этой суммы 70% будет проплачено в СКВ, покрытие остальных 30% должно быть произведено в счет частичного погашения задолженности РФ. Гарантом и посредником сделки выступит фирма "Хендай". Затем Москва должна передать Корее некоторые ноу-хау и подводно-лодочные технологии, чтобы на верфях "Хендай" в Ульсане было организовано совместное производство еще трех "Кило".
Контракт обусловлен и рядом политических условий. В частности, Москва должна дать разрешение на работу в генконсульстве РК во Владивостоке трех официальных представителей южнокорейской разведки. При этом Сеул гарантирует, что их деятельность не будет представлять угрозы интересам национальной безопасности РФ. Сеул также рассчитывает, что предстоящий судебный процесс по делу высокопоставленного сотрудника МИД России Валентина Моисеева не превратится в пропагандистскую кампанию против Южной Кореи. Кроме того, российская сторона должна приложить максимум усилий для оказания давления на Ким Чен Ира, чтобы северокорейский лидер отказался от программы разработки и производства ракетного оружия.