Рисунок Вадима Мисюка |
Если не считать увольнения еще одной сотрудницы "Бэнк оф Нью-Йорк" российского происхождения, то в самих Штатах за истекший день никаких сенсаций по этой истории не наблюдалось. Представитель Белого дома повторил, по сути, высказывание представителя Министерства финансов, что министр (Лоуренс Саммерс) не имел в виду, что администрация заблокирует новый транш или новый кредит МВФ России, что означает - администрация заняла наконец четкую (явно оборонительную) позицию. Однако это затишье перед бурей. На 8 сентября в объединенной экономической комиссии конгресса назначено слушание материалов следствия по делу об отмывании российских мафиозных капиталов через американские банки. Несомненно, от решения, которое будет принято конгрессом США, может зависеть не только получение Россией очередных траншей МВФ, но гораздо большее - возможность раcсчитывать на какие бы то ни было международные кредиты в будущем.
Известно, что чуть ли не пятая часть (50 млрд. долл.) всех фондов МВФ (международной кредитопредоставляющей организации, располагающей банковскими средствами в размере до 285 млрд. долл., членами которой являются 182 государства) поступает от США, которые, естественно, заинтересованы, чтобы кредитование способствовало обеспечению атмосферы благоприятствования развитию американской экономики, то есть служило бы укреплению рыночных механизмов в стране-кредитополучателе. Но как раз в последние месяцы из выступлений ряда американских лидеров, в основном оппозиции, следует, что история кредитования России, в первую очередь через МВФ, заставляет мощные силы в США усомниться в целесообразности поддержки Соединенными Штатами кредитной политики ведущих международных финансовых организаций в отношении России - и не только.
Давайте посмотрим, что это за люди. На днях один за другим по вопросу предоставления России кредитов выступили: председатель банковской комиссии палаты представителей Джеймс Лич (штат Айова), глава республиканского большинства в палате Дик Арми (Техас), видный республиканец, член объединенной экономической комиссии конгресса Том Кэмпбелл (Калифорния) и вице-председатель этой комиссии Джим Сэксон (Нью-Джерси). В связи с делом по отмыванию денег российской мафии и упорными слухами, что часть этих денег составили миллиарды, поступившие по каналу финансирования российских экономических реформ МВФ, конгрессмены, представляющие Республиканскую партию, выступили с требованием прекратить дальнейшее кредитование России международными финансовыми организациями.
Джеймс Лич 25 августа заявил: "Россия сбросила коммунизм, но это не сделало ее демократичной, страной свободного рынка, следующей закону. Через призму финансов Россия представляется анархической клептократией. Русский народ не может надеяться на экономический прогресс до тех пор, пока не прекратится грабеж общества. Миллиарды, исчезнувшие за рубежом в результате утечки капитала, должны быть возвращены, а новый класс воров-олигархов призван к ответу". "Русские банки представляют собой скорее удобную структуру "для своих", стремящихся вывезти деньги из страны, нежели являются посредниками, призванными содействовать развитию экономики... Возникает вопрос, не способствовала ли этому зарубежному воровству практика банковской системы западного мира, включая США. Что же касается "Бэнк оф Нью-Йорк", вопрос заключается в том, оказались ли его работники действительно невольно обманутыми или же сознательно содействовали действиям... величайшего клептократического режима современной истории".
Дик Арми, известный своей многолетней критикой в адрес МВФ, пошел еще дальше: он намерен совместно с группой конгрессменов потребовать, чтобы МВФ прекратил финансирование России вплоть до погашения ею прежних долгов (16,9 млрд. долл.). Одним из активно поддержавших позицию Арми стал член экономической комиссии Том Кэмпбелл, заявивший: "Мы не должны впредь оказывать помощь русскому правительству, будь то деньги США или же кредиты МВФ". По мнению Арми, Международный валютный фонд в ближайшее время ожидает ревизия с привлечением независимой комиссии, поскольку эта организация оказалась неспособной обеспечить должный контроль за использованием предоставляемых кредитов, а ее политика в целом содействовала усугублению финансовых кризисов в странах Азии, Латинской Америки и в России.
Безусловно, в оценке позиций американских конгрессменов можно пойти по пути выявления их исконно антисоветской в прошлом, а ныне антирусской позиции. На этом пути мы обнаружим, например, что Джеймс Лич занимался изучением не только экономики, но и политики СССР в Экономической школе Лондона, защитился в Университете Джона Хопкинса по той же теме; что Джим Сэксон, вице-президент объединенной экономической комиссии конгресса, будучи членом Совета национальной безопасности в 80-е гг., также, видимо, хорошо знаком с советским прошлым нашей страны, а старые представления изживаются нелегко... Дик Арми известен как твердый последователь Рональда Рейгана (помните его знаменитую "империю зла"?!), это один из наиболее влиятельных республиканцев в конгрессе, получивший прозвище "машины по производству идей", заслуживший репутацию "мозгового треста". Являясь главным автором знаменитого "Контракта с Америкой", обеспечившего республиканцам спустя 40 лет большинство в конгрессе, Арми неоднократно доказывал свою способность убеждать даже наиболее твердых противников, склоняя их к принятию своих предложений. Последнее наиболее важно с учетом предстоящего 8 сентября слушания.
Итак, действительно можно идти по пути выискивания доказательств антироссийской "злокозненности" группы американских конгрессменов и, не исключено, в результате обнаружить искомое. Однако более плодотворным представляется иное направление: ознакомиться хотя бы с историей нападок того же Дика Арми на политику МВФ по кредитованию целого ряда стран, в том числе стран Азии, Латинской Америки и - России.
В выступлении "МВФ и доктрина Клинтона" (3.04.98 г.) относительно требования президента к конгрессу одобрить предоставление новых финансовых ресурсов для МВФ Арми предупреждал, что в случае поддержания политики администрации возникнет опасность, что финансовый кризис, обрушившийся на страны Азии, не только не будет остановлен, но, напротив, распространится на другие регионы, а в конечном счете подорвет международную финансовую систему в целом. Президент тогда потребовал безоговорочного предоставления МВФ 18 млрд. долл. для погашения финансового кризиса в Азии, при этом отсутствовала какая-либо информация о конкретных действиях Фонда. К тому же если в прошлом МВФ предоставлял кредиты странам, которые лишь временно испытывали трудности с выплатой текущих долгов, то в последние годы (Мексика, страны Азии) программы МВФ, по оценке Арми, все чаще используются для реанимирования нежизнеспособных институтов. Фонд от политики поддержания в целом здоровых предприятий перешел к практике взятия на поруки очевидных банкротов. Мексику Фонд "выручал" подобным образом четыре раза, каждый раз предоставляя кредиты во все большем объеме, в результате чего сегодня оказалась подорвана сама основа экономического развития страны - мексиканский средний класс. Затем пришел черед Азии. Даже такая крепкая в экономическом отношении страна, как Южная Корея, будучи вынужденной обратиться за выручкой к МВФ, не только не преодолела кризис, но и оказалась в еще более тяжелой ситуации.
Обвиняя администрацию Клинтона в санкционировании подобной политики Международного валютного фонда, узаконивании ее и придании ей невиданных масштабов, Арми заявил, что суть этой "доктрины Клинтона" заключается в "субсидировании риска". Тогда же Арми в составе группы конгрессменов-республиканцев поддержал предложение Джима Сэксона, содержавшее требование к МВФ впредь предоставлять конгрессу США исчерпывающую информацию относительно всех соглашений в рамках программ кредитования в течение 90 дней, "коль скоро МВФ пользуется американскими финансами и престижем США". Предложение содержало также требование к МВФ прекратить кредитование по ставкам ниже установленных на мировом финансовом рынке, поскольку предоставление "дешевых денег" потворствует неоправданному риску в сфере капиталовложений и является дестабилизирующим фактором в мировой экономике.
В своем выступлении 2 июня 1998 г. "МВФ подрывает реформы в России" Арми назвал Фонд в значительной степени ответственным за те трудности, которые наша страна переживала в тот период. По его мнению, не что иное, как вышеозначенная политика в отношении Латинской Америки и Азии послужила подрыву готовности России всерьез проводить реформы финансовой системы, необходимые для ее спасения. По данным Института международных финансов, за период, в который Россия получила 99 млрд. долл. в виде грантов и кредитов, из нее утекло 103 млрд. долл. как следствие "стремления русских обезопасить свои капиталы, вывозя их за пределы страны".
В своем выступлении в конгрессе 10 сентября 1998 г. Арми, используя опыт предоставления кредитов России, перешел уже напрямую к атаке на МВФ. Русский опыт, заявил он, убедительно свидетельствует, что МВФ является дестабилизирующей силой международной финансовой системы. Своими заявлениями, что Россия "слишком велика, чтобы потерпеть поражение", МВФ, по существу, привел к тому, что "неудача" России оказалась гораздо серьезнее, чем могла бы быть.
Логическим продолжением выводов, к которым пришла группа республиканцев-конгрессменов во главе с Диком Арми, стало предложение по реформированию МВФ. От Фонда потребовали открыть все основные документы, включая тексты соглашений по кредитованию, пересмотра условий предоставления кредитов в направлении значительного повышения процентов, сокращения сроков погашения кредитов (от одного до двух с половиной лет).