0
1290
Газета Политика Интернет-версия

01.09.1999 00:00:00

Примаков вернул Лужкова на второе место?


КОНФИГУРАЦИЯ первой половины "двадцатки" ведущих российских политиков в августе по сравнению с июлем существенно изменилась под влиянием двух факторов: отставки премьер-министра со скорым назначением нового и фактического начала предвыборной гонки; другое обстоятельство, существенно влиявшее на общую обстановку в стране, - бои в Горном Дагестане, - сильнее сказалось за пределами первой десятки (а в ней разве что на Путине).

Итак, Борис Ельцин существенно вырвался вперед - он опережает своего ближайшего преследователя Юрия Лужкова на целый балл. Причин ельцинского рывка несколько. Это и быстрая безболезненная смена премьера, и нескандальное формирование правительства профессионалов, и встреча "пятерки" в Бишкеке, на которой удалось еще более укрепить партнерские отношения с Китаем, а заодно и заявить всему миру, что мы не будем плясать под западную дудку и не забываем о собственных геополитических интересах.

Главное, что повлияло на увеличение рейтинга Бориса Ельцина, - это понимание политиками и политологами простого факта: в данный момент президент и его команда полностью контролируют ситуацию в стране, что объективно выгодно большинству крупных партий, движений, блоков и властных кланов, - в такой обстановке можно быть уверенным - парламентские выборы состоятся и пройдут в срок. На рейтинге президента Ельцина (в сторону его понижения) мог бы сказаться коррупционный скандал, раздутый американскими и итальянскими СМИ, однако произошел он в самом конце месяца, и последствия его (если они будут) можно ожидать только в следующем опросе "НГ"-"Vox Populi".

Перемещение Юрия Лужкова на второе, а Евгения Примакова на четвертое места нельзя считать неожиданным - в августе все внимание публики и экспертов было приковано к предвыборным маневрам столичного градоначальника и загадочному поведению экс-премьера Примакова, от которого все ждали многого, но главным образом - соединения с блоком Лужкова-Шаймиева, которое и состоялось. Образовавшийся мощный альянс и предопределил места в десятке Лужкова и Примакова, а также немедленный рост среднего балла других лидеров левоцентристской коалиции - из "Всей России" и АПР.

Переход Владимира Путина с 16-го места в июле (в качестве главы ФСБ и Совбеза) на 5-е в августе объясняется не только назначением его на пост главы правительства. Большинство экспертов накануне голосования в Думе по его кандидатуре отмечали, что со сменой премьеров ничего в стране не изменится, так как реальным председателем правительства в обоих случаях остается администрация президента в широком понимании этого института власти. Вместе с тем, как писала "НГ", в случае решения Путиным до конца года двух главных задач - освобождения захваченных бандитами дагестанских селений малой кровью и сформирования в новой Думе относительно подконтрольного центральной власти большинства - новый премьер резко увеличит свой политический вес и получит признание в народе, что даст ему реальные шансы на победу на президентских выборах 2000 года.

Сейчас уже можно сказать, что первая задача Владимиром Путиным почти выполнена, причем в предельно сжатые сроки, им же самим и объявленные в начале силовой операции. Разгром отрядов Басаева-Хаттаба, консолидация народов Дагестана вокруг России и резкое неприятие населением этой северокавказской республики идей мусульманского экстремизма и чеченского экспансионизма - безусловные плюсы для Путина. Представляется, что если бы этот опрос проводился по завершении силовой операции в Дагестане, рейтинг Путина был бы выше.

Как и следовало ожидать, по-прежнему сильно представительство в первой десятке политиков из ближайшего окружения Бориса Ельцина - в августе это Татьяна Дьяченко, Борис Березовский, Александр Волошин и в какой-то степени Анатолий Чубайс и Николай Аксененко. Сдвигу на четыре места вверх (в июле - 12-е, в прошлом месяце - 8-е) Чубайс, видимо, обязан еще и тому, что, несмотря на все трудности, ему все-таки удалось сформировать правоцентристскую коалицию, хотя и не в том виде, на который рассчитывали в Кремле.

Интересно, что не изменился средний балл Николая Аксененко (10-е место), хотя в июле он был фактически вторым премьером, тогда как в августе, несмотря на то что он сохранил название своей прежней должности, уже не имел такого же веса и в правительстве, и в глазах кремлевских руководителей. Во всяком случае, таким же "пугалом", как для Степашина, для Путина Аксененко уже не является, значит, и из списка "запасных" премьеров он выбыл.

Вторую половину "двадцатки" ведущих политиков открывает также персона из ближайшего окружения президента Ельцина - предприниматель Роман Абрамович. Кроме него, в "двадцатке" из того же политического клана оказался экс-глава президентской администрации Валентин Юмашев, не утративший, по мнению экспертов, влияния на процесс принятия важных государственных решений в силу тесных отношений с Татьяной Дьяченко.

Передвижение главы МВД Владимира Рушайло с 17-го на 14-е место говорит о том, что этот силовик уже не воспринимается в Кремле как человек Степашина. Как уже писала "НГ", после перехода в руководители администрации президента Александра Волошина, личные качества которого в немалой степени соответствуют его отчеству, федеральная власть стала с придыханием произносить слово "жесткость". Так, Путин хорош, потому что он жесткий руководитель. Очевидно, что на смену расхлябанности прошлых лет приходит идеология жесткой руки, хотя и в исполнении демократов-рыночников. И Рушайло тут оказался как нельзя кстати, что подтвердила и дагестанская операция - телекамеры часто захватывали министра внутренних дел где-то невдалеке от мест боев. Да и внешне Рушайло на мягкого чиновника совсем не похож.

Перемещение министра финансов Михаила Касьянова с 32-го на 17-е место объясняется тем, что после успешных переговоров в Лондоне по реструктуризации советских долгов он вошел в фавор у Бориса Ельцина.

Из лидеров крупных политических партий серьезные изменения произошли у Геннадия Зюганова (он перебрался с 21-го на 9-е место) и у Григория Явлинского (с 25-го на 18-е). Объяснение этому простое - оба политика в июле находились в тени и ничем себя не проявили, а в августе вернулись к активной деятельности.

С одинаковым баллом замыкают "двадцатку" политических лидеров страны Геннадий Селезнев и Сергей Степашин (20-21-е места). Спикер нижней палаты парламента, видимо, поднялся с 26-го места в июле благодаря быстрой и качественной работе в связи с внеочередным заседанием Госдумы, на котором был утвержден главой правительства Путин. Степашин же скатился почти на 20 пунктов (в июле - 2-е место) по вполне объективным причинам - он попросту покинул верховную власть и соответственно лишился мощных рычагов влияния.

Вообще события последних дней августа - окончание силовой операции федеральных войск в Дагестане, "коррупционные" статьи в западной печати, усиление конфронтации между Кремлем и группировкой Лужкова, утверждение списков предвыборных блоков, досрочное начало предвыборной агитации, а значит, и информационных войн - все эти факторы будут иметь серьезное влияние и на расклад политических сил в следующем месяце.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1140
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1185
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
528
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
780

Другие новости