ПЕРЕМЕЩЕНИЕ Бориса Ельцина на первую строчку рейтинга ведущих политиков России совсем неожиданным назвать нельзя. Президент в последний месяц не просто вел себя очень активно, - всплески работоспособности с ним случались и раньше, - но на протяжении последних нескольких десятков дней Ельцин, и это сейчас уже вполне очевидно, планомерно собирал в свои руки власть, растерянную им за время долгой болезни.
Любопытно, как менялись в самое последнее время оценки действий президента и его окружения авторитетными экспертами - от констатации полного бессилия Ельцина (после вторичного голосования в Совете Федерации по Скуратову) до утверждений, что глава государства умело контролирует текущие политические процессы (кадровые изменения в правительстве, влияние на формирование региональных избирательных блоков, договоренность о введении российских войск в Белоруссию, уже заметное усиление роли России в югославском урегулировании и прочее).
Борис Ельцин проводит в день по 5-8 встреч в Кремле, часто весьма неожиданных и многообещающих, он отодвинул на второй план Евгения Примакова, в последние месяцы считавшегося истинным хозяином страны, вернул в большую политику Виктора Черномырдина, спутав карты многих потенциальных соискателей президентского кресла, готов, по слухам, распустить Госдуму и провести досрочные парламентские выборы при новом уже составе правительства - в общем, Ельцин, как в конце 80-х, напорист, смел, в чем-то оригинален, часто непредсказуем - он опять лидер огромной и противоречивой страны.
Другие изменения в рейтинге "НГ" - "Vox populi" произошли именно из-за водворения президента Ельцина на его законное место. Евгений Примаков как глава правительства находится на втором месте, и это соответствует его реальному весу. Хотя замена Густова на Степашина и, как стало известно "НГ", неподготовленность к ней премьера (говорят, что для Евгения Примакова она была как гром среди ясного неба, несмотря на уверения разного рода пресс-секретарей о предварительном согласовании с ним "рокировочки") могут говорить о том, что глава правительства уже не так силен. Но означенные выше события случились после опроса по ста политикам и не смогли повлиять на рейтинг премьера.
Юрий Лужков был активен в прошлом месяце не меньше и не больше, чем в позапрошлом, отчего и держится стабильно в рейтинге за Примаковым (если последний воспользуется предложением столичного градоначальника возглавить блок "Отечество" - "Вся Россия", эти господа совсем сблизятся).
Из других фигурантов списка 20 ведущих политиков страны обращает на себя 7-е место полуотставленного генпрокурора Скуратова. Такое положение в прошлые годы малозаметного силовика можно объяснить только атакой левой оппозиции при поддержке единомышленников из Генпрокуратуры на ельцинское окружение и завязавшейся в результате политико-следственной потасовке, а не реальным весом в стране вышеупомянутого поста. Можно предположить, что после отставки Скуратова новый генпрокурор выпадет из списка 20 самых-самых.
Интересно, что главные претенденты на президентское кресло г-да Зюганов и Явлинский располагаются в списке ниже главного банкира страны Геращенко. И дело здесь даже не в том, что последнему удалось удержать рубль от позорного гиперпадения (больше того, в последнее время доллар дешевеет), а в некоторой отстраненности лидеров КПРФ и "Яблока" от участия в публичных действиях их организаций - вместо Явлинского на все темы размышляет по просьбе журналистов г-н Иваненко, а Геннадий Андреевич зачастил в провинцию агитировать за своих кандидатов, причем без особого успеха.
Последнее, что хотелось бы отметить, это твердые позиции в "двадцатке" Виктора Черномырдина. Бывший премьер претерпевает сейчас рост авторитета по двум направлениям - он при активном участии Владимира Рыжкова на ходу перековал из рассыпавшейся партии власти вполне приличное по оргструктуре и лозунгам политическое движение и получил статус второго человека в стране по решению главной международной проблемы.