Фото агентства городских новостей "Москва"
В Генпрокуратуре подготовлены проекты двух приказов, направленных на повышение авторитета ведомства и сокращение коррупционных проявлений. Например, прокуроров обяжут отчитываться не только о доходах, но и значительных расходах. Профилактику взяточничества поведут через постоянное информирование о приговорах бывшим сотрудникам. Прокурорским работникам также придется сообщать обо всех своих страницах в соцсетях, где они когда‑либо публиковали значимые сведения о себе.
Поправки, предусмотренные в Кодекс этики и служебного поведения, призваны сделать прокурорских работников более законопослушными и устойчивыми к коррупционным вызовам.
Неприязнь к взяткам планируется прививать прежде всего с помощью агитационной и воспитательной работы среди сотрудников. В служебных помещениях должны появиться стенды, предназначенные для формирования антикоррупционного поведения. Прокуроров будут убеждать читать различную полезную в этом отношении литературу. Будет и дополнительное обучение без отрыва от работы. К примеру, запланированы «лекции, семинары и другие обучающие мероприятия с применением новых технологий, на которых должны рассматриваться вопросы соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции».
Прокуроров станут воспитывать и на примерах их бывших коллег‑коррупционеров, по которым уже вынесены решения или приговоры. «Необходимо информировать работников о случаях привлечения должностных лиц органов и организаций прокуратуры к юридической ответственности за правонарушения и преступления, носящие коррупционный характер, о состоявшихся судебных решениях», – сказано в проекте приказа генерального прокурора Юрия Чайки.
В нем также говорится, что руководство прокуратур должно личным примером наставлять подчиненных, придерживаясь политики кнута и пряника. Допустим, при нарушениях исходить из принципа неотвратимости наказания «вне зависимости от занимаемой должности», но при этом «обеспечить разумный баланс в применении взысканий» с учетом характера, тяжести и обстоятельств правонарушения.
С другой стороны, к подчиненным предлагается применять и методы нравственного воспитания. Среди них «привлечение к работе по воспитанию кадров ветеранов и пенсионеров органов и организаций прокуратуры» или «создание в коллективе благоприятного морально‑психологического климата». Однако не забыты и материальные поощрения «для стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей».
За организацию работы руководители региональных и специализированных прокуратур станут отчитываться перед главным управлением кадров в формате специальных докладных записок. Там надо будет перечислить выявленные типичные нарушения антикоррупционного законодательства «с приведением наиболее ярких примеров». Например, несоблюдение запрета на владение зарубежными счетами и получение подарков и иных вознаграждений, а также неисполнение требований о конфликте интересов. Прокурорское руководство, конечно, будет обязано отчитываться о мерах, принятых в отношении виновных лиц.
Упоминается в приказах и необходимость более тщательного отбора на службу, чтобы на нее не могли поступить лица без необходимых моральных качеств. Для этого требуется всесторонне изучать характеристику кандидата – начиная с причин увольнения с прежних мест работы и заканчивая информацией о его родственниках. А при приеме на работу – «разъяснять о типовых случаях конфликта интересов и предусмотренных действующим законодательством».
Помимо прочего сотрудников прокуратур обяжут предоставлять сведения о своих страничках в соцсетях и адреса всех других сайтов, на которых они когда‑либо размещали общедоступную информацию и свои идентификационные данные.
Предусмотрены и дополнения в ту часть этического кодекса, где говорится о беспристрастности и непредвзятости. И если сейчас сотрудники обязаны «не оказывать предпочтения и быть независимым от влияния» каких‑либо профессиональных или социальных групп и организаций, а также отдельных граждан, то в ближайшее время в этот перечень добавят всех физических и юридических лиц, а также общественные и религиозные объединения.
Оба эти проекта, по словам адвоката Натальи Тарасовой, нацелены на «конкретизацию норм по борьбе с коррупцией, деловой этики и правил поведения работников прокуратуры». Однако, считает эксперт, изменения носят скорее косметический характер, и серьезных последствий от них ждать не стоит. Тарасова напомнила, что и в настоящее время «похожие нормы существуют, есть множество нормативных актов по данной тематике, поэтому соблюдать данные правила необходимо и сейчас». Эксперт объяснила, что прежде нерадивые работники умудрялись обходить все требования, а потому скорее всего это случится и с новыми правилами. Чтобы добиться серьезных изменений, считает она, нужно, «чтобы прокуратура была полностью автономным независимым контрольным органом, надзирающим за соблюдением законодательства».
Оба приказа направлены на повышение авторитета и улучшение облика прокуратуры, пояснил, в свою очередь, член Ассоциации юристов России Дмитрий Лесняк. В целом эксперт поддержал предлагаемые изменения. «Если мы говорим о предоставлении источников, в которых есть данные о сотрудниках прокуратуры, то такие источники действительно должны быть обязательно в доступе, для того чтобы не было в дальнейшем казусов, когда СМИ производит какое‑то расследование», – отметил эксперт. Также, по его словам, сотрудники прокуратуры не должны тратить деньги на то, что может их дискредитировать в будущем.
Адвокат, управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров напомнил «НГ», что именно президент провозгласил борьбу с коррупцией в ведомствах, то есть прокуратура в данном случае посредством этих приказов проявила лояльность. Однако, подчеркнул он, нужно учитывать, что и существующие требования к прокурору исключают любую зависимость и коррупцию априори. Сам Жаров считает, что особо ничего в работе прокурорских не изменится: «У нас укрепляется полицейская система: вводят очередные препоны и запреты, за которые нелояльных будут наказывать и изгонять». И на обычных гражданах эти новации не скажутся, ведь в приказах не прописано ни единого критерия раскрываемости преступлений, надзора за деятельностью ведомств и помощи людям. «Прокуратура пытается быть в тренде, а это не является критерием качества работы. Самое страшное, что приказы порождают исполнение, а значит, не исключено, что это может сработать как палочная система против добросовестных работников прокуратуры», – подчеркнул собеседник «НГ».
комментарии(0)