Специально для русских паломников, которые сейчас находятся на Афоне, в Русской православной церкви разъяснили, могут ли они там молиться, учитывая, что Афон – каноническая территория Константинопольского патриархата, с которым накануне было разорвано общение.
«В настоящий момент достаточно много наших паломников находится на Афоне, и они спрашивают, можно ли им там молиться. На это можно дать такой ответ: точный смысл заявления Синода подразумевает, что в храмах Константинопольской юрисдикции, в том числе на Святой горе Афон, чадам Русской православной церкви не благословляется участвовать в таинствах. Если говорить об Афоне, то подразумеваются таинства исповеди и причастия», – заявил «Интерфаксу» во вторник секретарь синодального Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук. «Что касается поклонения святыням, то на это запрета нет», – добавил он.
11 октября Синод в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров самопровозглашенных православных церквей на Украине. УПЦ МП эти решения не признала, не признал их и Московский патриархат, который в ответ на своём заседании 15 октября объявил о полном разрыве отношений с Константинопольской церковью.
РПЦ собирается также решать проблему пастырского окормления соотечественников, которые находятся на канонической территории Константинопольского патриархата. «Конечно, разрыв с Константинополем – это проблема, которая может коснуться наших соотечественников, проживающих вдали от родины», – продлжил Игорь Якимчук. По его словам, сейчас еще только встает вопрос о том, как будет обеспечиваться их духовное окормление на канонической территории Константинопольской церкви, фактически ушедшей в раскол. «По прошествии всего одних суток после заседания Синода в Минске мы, конечно, решить ее не можем, но решать будем», – заверил представитель РПЦ.
Он отметил, что решение о разрыве с Константинополем было необходимым, но и трудным, и «очевидным образом принесет неудобства многим русским людям за рубежом», в частности тем, кто переехал жить в Турцию или на греческие острова на ПМЖ, вступил в смешанный брак или просто оказался в этих местах как турист. «Пока вопрос с окормлением не решен, в случае необходимости, попытайтесь найти доступ к священнику Московского патриархата», – посоветовал представитель Русской церкви. Тех же, кто мечтает обвенчаться на красивом греческом острове, разрыв с Константинополем, по мнению священника, вряд ли коснется, так как там совершить венчание не так просто: «это связано с тем, что в Греции Церковь наделена некоторыми функциями загса, и для допуска к венчанию необходимо пройти определённую процедуру, собрать нужные документы».
Озаботился проблемами верующих и Кремль. «Мы, конечно же, очень внимательно и с большой обеспокоенностью наблюдаем за тем, как развиваются отношения между Русской православной церковью и Вселенским патриархатом. Это вызывает нашу озабоченность», – сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос журналистов во вторник.
«Мы надеемся на то, что все-таки мудрость восторжествует. В то же время мы, конечно, надеемся, что все интересы Русской православной церкви будут соблюдены», – добавил он. Как подчеркнул Песков, РПЦ должна сама давать пояснения по поводу своих интересов, которые должны быть соблюдены. «Понимаете, мы не можем вмешиваться в церковные дела. Но, поскольку это одна из основных религий в России, то, естественно, нам небезразлично то, как развиваются отношения РПЦ с другими церквами», – сказал Песков.
Известный публицист и церковный историк Иннокентий Павлов, некогда причастный к созданию устава Украинской православной церкви Московского патриархата, а ныне вышедший из РПЦ, считает, что решение Синода в Минске можно объяснить планами «духовного импортозамещения». «Тут знающие люди мне подсказали, что Кириллов демарш это не спонтанная реакция, а продуманный ход, - написал Павлов в соцсети. - То, что отечественные «элитарии» на Афон катаются, непорядок. Им что, старца Илия мало? Да и вместо Афона пущай лучше Соловки окучивают, они нуждаются во вливаниях. Ну а мощи можно и отечественные пустить на гастроли по РФ, взяв для этого ребрышко у той же Матронушки. И все доходы в стране останутся и пойдут в нужные фонды».
На споры не могли не откликнуться авторы политических Telegram-каналов. «Отказ от евхаристии - вещь не новая. РПЦЗ только в 2006 году приняло решение о евхаристическом общении с РПЦ, также уже 5 лет существует запрет на причастие между Иерусалимской и Антиохийской церковью. И даже между РПЦ и Константинопольским патриархатом такое уже бывало, в 1996 году из-за эстонских приходов. Но тогда все удалось решить миром, - отмечают авторы «Мейстера». - Кстати, последние решения РПЦ могут привести к переходу большей части Афона в РПЦ. Местные старцы давно уже выступают против патриарха Варфоломея и даже отказывались поминать его во время службы. Да и другие поместные церкви крайне не одобряют чересчур тесные отношения между Константинополем и Римом: позиция о ереси экуменизма с католиками традиционно сильна».
«Одно из следствий церковных принципиальностей и строгостей в отношениях с плохо-православными станет то, что в раю станет посвободнее, если я правильно понимаю, ведь плохо-православные оттуда будут исторгнуты? – пишет «Расстрига». - А вот про прижизненные ритуалы не очень понятно. Если, например, хорошо-православный умирает, а ему нужно перед смертью выполнить транспозиционные доктринальные предписания (как-то называется у них там), а хорошо-православного священника рядом нет? Тогда лучше не выполнять доктринальных обрядов вообще? Или выполнить их с плохо-православным? Вы напрасно думаете, что это несущественный вопрос. Православные в этом мире не живут, но проходят испытание перед жизнью вечной. И на пороге жизни вечной «купить неправильный билет» просто опасно. Последствия вечны, а это довольно большой срок. Далее: перед умирающим хорошо-православным, например, сербский священник. Или болгарский. Они не разрывали, например, отношений с Константинополем, ergo, они стали квази-плохо-православные. И тогда с ними можно? Тут требуется разъяснение».
комментарии(0)