Круглый стол о светском государстве показал, что единого мнения насчет него нет. Фото пресс-службы Общественной палаты РФ
Общественная палата (ОП) предложила переписать закон о свободе совести в соответствии с некими новыми принципами светскости. Изменения должны позволить религиозным объединениям активнее участвовать в жизни общества, гарантируют им поддержку, в том числе и финансовую, со стороны государства. Инициатива ОП у представителей Русской православной церкви (РПЦ) поддержки не нашла.
В распоряжении «НГ» есть доклад ОП, где говорится, что за последнее время заметно увеличилось число новых религиозных общин. Среди них растет недовольство рамками светского государства, дескать, они ограничивают их религиозную жизнь.
Игнорировать эти требования, говорят эксперты, значит стимулировать экстремистские тенденции. В докладе подчеркивается, что новое понятие светскости должно, в первую очередь, учитывать «больше возможностей для религиозных организаций участвовать в просвещении и развитии общества».
По мнению главы комиссии ОП по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосифа Дискина, действующий закон о свободе совести, написанный еще в середине 90-х «на основе либеральных представлений», устарел. В пользу его обновления, считает Дискин, говорит, к примеру, тот факт, что две трети жителей России рассматривают веру как нравственный ориентир. Однако в ОП пока не определились: нужно готовить новую редакцию или можно обойтись внесением поправок.
В любом случае, считают общественники, скорректировать закон нужно таким образом, чтобы обязать власти поддерживать «участников духовно-нравственного развития в самых разных формах». В частности, это уточнение позволит обращаться этим людям в суд в случае ущемления их прав.
Также в ОП предложили ввести госфинансирование «духовного развития общества», то есть, по сути, религиозных организаций. Причем деньгами должны, по мнению общественников, распоряжаться сами общественные и религиозные организации, в том числе и РПЦ. «Управление должно отдаваться не бюрократам, а межведомственной комиссии с паритетным представительством гражданского общества и религиозных организаций», – уточнил Дискин.
На круглом столе была упомянута и практика Европейского суда по правам человека. Недавно ЕСПЧ рассмотрел иск иудейской общины к властям Франции о запрете на забой скота в соответствии с религиозными предписаниями. Истцы усмотрели в этом дискриминацию, поскольку верующим другой конфессии те же действия были разрешены. Однако ЕСПЧ принял сторону властей, отметив, что в данном случае «те действовали в пределах своего усмотрения». Как подчеркнули в ОП, это еще одна тема для обсуждения: нужно ли строго прописывать действия чиновников по отношению к религиозным организациям или надо оставить властям «возможность действовать по обстоятельствам».
Представители духовенства, в том числе и РПЦ, выступили против нового закона. По словам первого замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова, сейчас в этом «нет никакой острой необходимости – закон пока работает». «Непонятно, какие основания, они достаточно размытые. Меня это страшит», – заявил Щипков.
Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда тоже заметил, что не видит необходимости в принятии нового закона о свободе совести: «Как официальный представитель Русской церкви могу сказать, что на нынешнем этапе я также не считаю главным приоритетом пересмотр закона о свободе совести». Легойда полагает, что в крайнем случае можно обойтись поправками: «Есть претензии к закону? Есть – давайте разберемся, может, они снимаются за счет поправок».
Между тем настоятель Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге Александр Пелин заявил, что термин «светскость» сегодня уже используется и для того, чтобы унизить Церковь. Поэтому есть опасения, что его новая трактовка только усугубит ситуацию. Он рассказал, что не так давно из Адмиралтейского района Петербурга пришло письмо от граждан с просьбой принять меры против незаконного использования звуковых сигналов в церкви. Его авторы жаловались на то, что церковь транслировала песнопение за пределы своих стен, и все это недалеко от Эрмитажа. По их словам, это можно расценить как «навязывание церковной тематики».