0
2913
Газета Политика Интернет-версия

21.11.2012 00:00:00

Политический танец с саблями

Тэги: ислам, муфтий, таджуддин


ислам, муфтий, таджуддин Шаймиев саблю в дар принял, а пост главы ЦДУМ – нет.
Фото РИА Новости

Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России наращивает утраченный было в предыдущие годы политический вес, а Верховный муфтий Талгат Таджуддин закрепляет свое лидерство в этой мусульманской централизованной организации. Таджуддин представлял мусульман России на церемонии возложения президентом Владимиром Путиным венка к памятнику Минину и Пожарскому в День народного единства 4 ноября. 25 октября Первый канал впервые за много лет показал богослужение на праздник Курбан-байрам не из московской Соборной мечети, принадлежащей Совету муфтиев Равиля Гайнутдина, а из уфимской мечети Ляля-Тюльпан, где произносил проповедь Талгат Таджуддин. Репортаж об этом в «Вестях недели» появился под названием «Уфа как центр ислама». Судя по всему, власть вспомнила, что ЦДУМ, старейший муфтият России, всегда старалось представить себя верным союзником государства. В последнее время организация Таджуддина особенно выразительно демонстрирует непримиримое отношение к радикальному исламу, который в России обычно называют ваххабизмом или салафизмом.

Однако внутри этого муфтията идет сложная аппаратная борьба за будущее преемство места лидера. Показательным в этом плане оказался прошедший 13 октября в Уфе IX съезд ЦДУМ. Предыдущий съезд проходил аж в 1999 году, так что нынешнее мероприятие трудно назвать рутинным. Присутствовавший на съезде исламовед Роман Силантьев отметил в разговоре с корреспондентом «НГР» высокий уровень подготовки и проведения мероприятия. «Талгату Таджуддину удалось собрать рекордное число делегатов (свыше тысячи человек) и целую плеяду авторитетных духовных лидеров зарубежных стран», – сказал Силантьев. На съезде выступили муфтий Стамбула Рахми Яран, муфтий Румынии Муследдин Ревин, муфтий Сербии Мухаммед Юсуфспахик, председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Таджикистана Абдукодирзода Саидмукаррам, Верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисалиев и Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадруддин Хассун.

Сирийский гость в речи провел аналогию между событиями в своей стране и возможным будущим, которое готовят России исламисты. По словам Хассуна, «та идеология, которая убивает в Сирии законопослушных мусульман, убила и татарского богослова Валиуллу Якупова, и президента Чечни Ахмада Кадырова». Начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями администрации президента России Илья Баринов заявил, что ЦДУМ – «единственный муфтият в России, в приходах которого нет имамов-салафитов».

От имени муфтията на эти выступления отвечал не сам верховный муфтий, а его сын Мухаммед Таджутдинов, перед этим внезапно повышенный с должности главы Духовного управления мусульман Башкирии до главного муфтия Приволжского региона в юрисдикции ЦДУМ. Одновременно были сняты с постов заместителей главы ЦДУМ муфтии Центральной России Альбир Крганов и Ямало-ненецкого автономного округа Тагир Саматов. «Оба лидера были амбициозными личностями, и эти амбиции у многих не вызывали сомнения в том, что рано или поздно один из них, или Крганов, или Саматов, займет кресло Талгата Таджуддина. Цель произошедшей ротации – благополучно подготовить муфтию преемника, которым, очевидно, станет сын нынешнего главы ЦДУМ Мухаммед Таджутдинов», – так оценил эти перестановки в комментарии «НГР» руководитель Приволжского института региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. По его мнению, «весьма симптоматичным было и то, что именно Таджутдинов-младший выступил с крайне концептуальным докладом о ситуации в мусульманской умме России, где обозначил все узловые ее проблемы: усиление ваххабизма, переход его в террористическую фазу и даже поддержка ваххабитов лоббистами их интересов в органах государственной власти». Это заявление повторяет тезисы, не сходившие с языка представителей светских властей России и Татарстана, в частности, после июльских терактов в Казани. Тем самым ЦДУМ выражает готовность выступать проводником интересов власти в российской умме.

Другое дело, насколько амбиции руководства ЦДУМ соразмеряются с реальными возможностями организации. В начале 2011 года на встрече Талгата Таджуддина и тогдашнего президента Дмитрия Медведева был заявлен проект создания в Уфе российского аналога всемирно известного исламского университета «Аль-Азхар» (Каир) и новой огромной мечети при университете.


Окружение меняется, а Верховный муфтий остается.
Фото РИА Новости

Этот духовно-образовательный центр мог бы заменить российским мусульманам обучение в зарубежных вузах и продвигал бы поддерживаемый федеральной властью традиционный ислам (см. «НГР» от 16.02.11). Но амбициозный замысел пока ни на миллиметр не приблизился к реализации. Строительство комплекса обещают начать только в следующем году. Кроме того, в Уфе в настоящее время уже действует Российский исламский университет, однако, когда после съезда ЦДУМ зарубежных гостей решили познакомить с исламским образованием в России, их повезли в медресе «Нурулла» в городе Октябрьский в 180 км от Уфы.

Укрепить влияние ЦДУМ в умме России призвана, судя по всему, общественная организация «Гибадуррахман», чей учредительный съезд прошел в Уфе в один день с IX съездом ЦДУМ. Отделения этой организации, как сказано в решениях съезда ЦДУМ, будут созданы при каждом региональном муфтияте. Как подчеркнул 25 октября в своей проповеди Талгат Таджуддин, «именно для укрепления просветительской работы с молодежью, женщинами-мусульманками и широкой общественностью было принято решение о создании общественной организации ЦДУМ России «Гибадуррахман». Ранее, 3 октября, Верховный муфтий на встрече с бывшим президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым предложил ему возглавить эту новую организацию. Шаймиев, взяв паузу для обдумывания этого предложения, 2 ноября все же отказался от поста главы «Гибадуррахман», выразив при этом в ответном письме Талгату Таджуддину «уверенность в том, что подобное объединение послужит сплочению всего российского мусульманства против любых чуждых традиционному исламу угроз экстремизма и ваххабизма».

Ранее Верховный муфтий делал еще более эффектные предложения бывшему президенту Татарстана. Так, 10 июня на торжественной церемонии открытия Белой мечети в Булгаре он предложил Шаймиеву... занять место верховного муфтия. То есть уступить ему свой пост. Театральным жестом достав из-за пояса саблю, Таджуддин протянул ее Шаймиеву со словами, что «от всего президиума ЦДУМ обращается с предложением стать его председателем». Муфтий дал остолбеневшему от удивления экс-президенту три месяца на раздумья.

Чем могли быть вызваны такие странные шаги Верховного муфтия? Давно подмечено, что за эксцентричными поступками Таджуддина скрывается тонкая дипломатическая игра. Возглавлявший на протяжении двух десятилетий (1991–2010) один из крупнейших исламских регионов России, Минтимер Шаймиев и после ухода с поста президента остается заметной фигурой в татарском сообществе России, играющем одну из первых ролей в целом в российской умме. В 2007 году Всемирный конгресс татар планировал дать тогдашнему президенту Татарстана статус «общетатарского лидера» России.

Есть еще одно важное обстоятельство. Шаймиев на протяжении 1990-х годов являлся одним из лидеров губернаторской фронды, боровшейся за свои полномочия с федеральным Центром. Не утратил этого запала он и после перехода в начале нулевых годов в ряды «Единой России». На протяжении этого времени Шаймиев не раз публично высказывался против попыток Центра пересмотреть договор с Татарстаном и ограничить его суверенные права, прописанные в Конституции республики 1992 года. Одно из таких заявлений прозвучало совсем недавно. 2 ноября, выступая в Казани на научно-практической конференции «Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан», посвященной 20-летию со дня принятия Конституции республики, Шаймиев заявил, что «от ностальгии имперского мышления, к сожалению, не могут до сих пор освободиться не только фракции оппозиционных партий, но и часть депутатов партии «Единая Россия», за которую мы пока дружно голосуем, особенно жители российских республик». Как рецидив имперского мышления он оценил попытки добиться отмены официального именования главы Татарстана президентом, что является отсылкой к статусу республики как отдельного суверенного государства.

Таким образом, реверансы муфтия Таджуддина в сторону Шаймиева могут быть истолкованы в том числе как демонстрация независимости ЦДУМ от Кремля, несмотря на одновременно демонстрируемую сверхлояльность. В этом же контексте может быть понято появившееся 13 октября заявление о решении Талгата Таджуддина упразднить введенный им же 29 августа пост своего главного советника. Это место занял было Алексей Гришин, ранее курировавший исламские религиозные организации в администрации президента России. Непредсказуемость действий главы ЦДУМ, в 2003 году неожиданно с саблей в руках объявившего джихад США по случаю войны с Ираком, что повлекло за собой длительную опалу Верховного муфтия, смущает многих в руководстве России. Кажется, там были бы не прочь видеть во главе ЦДУМ более предсказуемую и управляемую фигуру. Поговаривают, что в качестве наиболее приемлемой кандидатуры рассматривался Альбир Крганов, ставший в декабре 2010 года муфтием Москвы и на этом посту активно контактировавший с чиновниками. Однако на IX съезде ЦДУМ Верховный муфтий еще раз подтвердил свою приверженность изощренной политике в восточном стиле, произведя перестановки в своей организации и спутав карты всех заинтересованных в его отставке игроков.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2046
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1311
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
973
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1278

Другие новости