0
2416
Газета Политика Интернет-версия

17.10.2012 00:00:00

Законные чувства меньшинств

Тэги: закон, оскорбление, рпц, ислам, иудаизм, буддизм


закон, оскорбление, рпц, ислам, иудаизм, буддизм В пятидесятнической Церкви Святой Троицы, здание которой было недавно разрушено по решению суда, не надеются ни на новые, ни на уже имеющиеся законы.
Фото с сайта www.cerkovst.ru

В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Общественность приняла его настороженно и многие отметили, что в тексте документа не прописаны ключевые понятия, например, «религиозные убеждения и чувства граждан», не учитываются интересы неверующих россиян. Под вопросом также его польза для некоторых религиозных меньшинств, поскольку он призван защищать последователей тех религий, которые составляют «неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

В РПЦ законопроект уже одобрили. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что «ныне предусмотренного наказания за оскорбление чувств верующих, почитаемых ими предметов, знаков и эмблем, мировоззренческой символики явно недостаточно». Пока в связи с перспективой принятия этого закона вспоминают в основном ущерб, который понесла от вандалов РПЦ. Недавно в Саратовской области были спилены три придорожных поклонных креста. Ранее мы слышали о крестоповалах в других регионах страны, об осквернении православных храмов. Не исключено, что атаки на РПЦ медиа освещают охотнее в силу резонансности темы, и общество не замечает ущерб, который наносится общинам религиозных меньшинств. Некоторые из них готовы использовать закон, который, возможно, когда-нибудь вступит в силу, но каждая община трактует его по-своему.

По мнению первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Дамира Гизатуллина, подобные нормы нужны. «Сегодня этот закон даст возможность людям чувствовать ответственность за свои поступки, за свои действия и за свое возможное бездействие», – подчеркнул он. Зампред ДУМЕР отметил, что мусульманские общины будут использовать новый закон в той форме, в которой он будет принят. Но «никто не хочет никого наказывать тюремными сроками», – сказал Гизатуллин.

Муфтий Москвы и Центрального региона России Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов, в свою очередь, говорит: «Сейчас у религиозных организаций появляется возможность, опираясь на этот закон, обратиться к органам власти, к гражданскому обществу в случае возникновения разного рода провокаций, нагнетания обстановки между религиями и национальностями». По словам муфтия, мусульманские общины готовы обратиться к закону, чтобы оскорбительные действия «были пресечены на корню и эти люди несли за них ответственность». Крганов упомянул случаи разрушения надгробных камней на кладбищах, высказываний «почти фашистского толка» в Рунете как реакции на тему выделения участков для строительства мечетей. Также известен случай, когда неустановленные лица подбросили к мечети голову свиньи.

На новый закон надеется и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода: «Я считаю, что этот закон поможет нашим общинам, причем поможет в качестве предостережения». По его словам, нельзя принижать значимость статьи о разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. «Однако в связи с последними событиями не только в России, но и в целом в мире возникает необходимость сфокусировать одну статью Уголовного кодекса на оскорблении чувств верующих, – отмечает Борода, – потому что не обращение внимания на эту загорающуюся лучину может привести к очень трагическим последствиям для общества, что на самом деле мы уже видим на Ближнем Востоке». Между тем президент ФЕОР признался, что не хотел бы использовать этот закон на практике, поскольку «в любом законе очень важна профилактическая составляющая, а не карательная».

Первый заместитель председателя Евро-Азиатского отделения Генеральной конференции Церкви христиан адвентистов седьмого дня (АСД) по вопросам взаимодействия с государственной властью, общественными и религиозными объединениями Олег Гончаров обращает внимание на вопрос, каким образом будет осуществляться деление на религии, составляющие и не составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. По его словам, «непонятно, подпадет ли под применение этой нормы оскорбление религиозных чувств Церкви христиан адвентистов седьмого дня или нет». Однако в любом случае АСД, как отмечает их представитель, постараются «использовать эту статью в случае оскорблений чувств и убеждений верующих адвентистов, надругательств над церковными зданиями и т.п.». «О том, каким образом это будет делаться, сейчас, наверное, рано говорить», – заключил Гончаров.

По мнению постоянного представителя Буддийской Традиционной Сангхи в Москве Санжей-ламы Андрея Бальжирова, «такие законы действительно диктуются временем». «Вопрос в том, будут ли они действительно защищать права верующих и возымеют ли побочные эффекты со стороны неверующих, права которых затрагивают», – озадачен представитель буддистов.

А вот как относится к обсуждаемому законопроекту верховный лама Калмыкии (Шаджин-лама) Тэло Тулку Ринпоче: «В целом к такого рода защите человек духовный (какой бы религии он ни следовал) прибегнет лишь в крайнем случае. На протяжении многих веков религии наделяли духовного практика целым арсеналом действенных средств для решения многообразных проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни, не выделяя проблемы, возникающие в сфере религии, в какую-то отдельную категорию». По словам Шаджин-ламы, «возможны ситуации, где строгое наказание остается единственным возможным решением, но нельзя наказывать людей лишь за то, что они высказали свою точку зрения... Спокойно и мудро выслушав того, кто приходит к нам со своими тяготами и даже с острой критикой, мы получаем возможность помочь им избавиться от неправильных убеждений». «Тюрьма и высокие штрафы не помогут вырвать проблему с корнем», – отметил Тэло Тулку Ринпоче. Между тем, как следует из слов верховного ламы Калмыкии, религиозные чувства буддистов, похоже, оскорбляет отказ МИД РФ о въезде Далай-ламы XIV в Россию: «Людям, далеким от буддизма и религии как таковой, довольно трудно представить себе, какую боль наносит людям очередное вежливое, но равнодушное письмо из МИД России с завуалированным отказом в визе Его Святейшеству Далай-ламе (последнее такое письмо мы получили как раз в этом месяце)». «Только вот эту боль не измерить ни штрафами, ни трудоднями», – отмечает Тэло Тулку Ринпоче.

Неоднозначное отношение вызвал новый законопроект у представителей протестантских деноминаций. Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский отметил в беседе с корреспондентом «НГР», что «у нас достаточно законов, которые могли бы помогать протестантам и вообще всем верующим». По его словам, в законопроекте не сформулировано понятие «оскорбление чувств верующих», «в советское время это называлось оскорбление веры или вероучительной практики (статья 143)». Свое отношение к будущему закону Ряховский проиллюстрировал пословицей «Не говори гоп, пока не перепрыгнул». По его мнению, строгость российских законов всегда нивелируется до необязательности их исполнения. «Если этот закон будет принят в том виде, в котором он сегодня предлагается, он будет очень избирательно применяться, не будут учитывать так называемые нетрадиционные конфессии, новые религиозные движения», – считает Ряховский.

Схожего мнения придерживается представитель другого объединения отечественных пятидесятников, Российской Церкви христиан веры евангельской, старший пастор Церкви Святой Троицы Василий Романюк: «Применительно к нашей поместной Церкви думаю, что нам этот закон не поможет, так как если бы кто-то хотел помочь, то хватает других законов, действующих в Российской Федерации». По мнению пастора, «в лучшем случае этот закон будет действовать в защиту так называемых государствообразующих религиозных организаций, в частности, православия». «Скорее всего в применении к евангельским Церквам этот закон вообще не будет рассматриваться», – считает Романюк. Напомним, некоторое время назад было снесено временное здание его церкви в московском районе Новокосино. По мнению Романюка, не имеет смысла говорить о дополнительных законах, если не применяются существующие.

В свою очередь, бывший председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов пастор Юрий Сипко отмечает, что «наши общины не нуждаются в защите, особенно такой продажной власти, какая существует у нас сейчас». По его словам, в сложившейся в государстве обстановке у этого закона будут только избирательные функции – «репрессировать неугодных, притеснять свободных и никоим образом не содействовать установлению мира и порядка на нашей Родине». Сипко отметил, что у общин баптистов «нет никаких претензий к обидчикам, поскольку мы следуем евангельским принципам: ударят по одной щеке – подставь другую».

Будет ли новый закон защищать чувства всех верующих или только некоторых – это главный вопрос для представителей религиозных меньшинств. Однако они, похоже, не разобрались, что именно является оскорблением их религиозных чувств и как именно можно применить будущий закон на практике. Пока законопроект обсуждается в Думе, сложно сказать, в какой трактовке он будет принят. Но в том случае, если уголовное законодательство встанет на защиту верующих только некоторых традиций, религиозные меньшинства наверняка в полный голос заговорят о дискриминации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1737
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1785
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
807
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1189

Другие новости