В список экстремистских книг попали сочинения имама московской мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова.
Фото ИТАР-ТАСС
Решение о признании экстремистскими материалами ряда наименований исламской литературы, всколыхнувшее умму России и вызвавшее протесты мусульманских деятелей, было принято Ленинским судом Оренбурга еще 21 марта с.г. Однако широкой общественности решение суда стало известно лишь 18 июня из публикации на сайте адвоката Рустема Валиуллина www.lawfulstate.ru. Как выяснилось, копия вступившего в силу в апреле решения была предъявлена участникам открывшейся 8 июня в Казани ежегодной Всероссийской исламской книжной ярмарки-выставки. Собственно, адвокатом одного из книгоиздателей, чьи книги также попали в черный список, и являлся на тот момент Рустем Валиуллин. 18 июня он подал апелляционную жалобу в Оренбургский областной суд. Как сообщил «НГР» издатель Асламбек Эжаев, адвокатом компании которого выступал Валиуллин, в результате запрета ряда книг его издательства и последовавшего за этим отказа от сотрудничества с ним одной из крупных книжных сетей фирма потеряла в выручке около 3 млн. руб. в год. Оценить в целом ущерб исламской книжной отрасли от подобных запретов он затруднился. Стоит добавить, что сам адвокат Валиуллин, участвовавший также в ряде других громких дел, 24 июня странным образом исчез на горном Алтае – как утверждается, утонул в реке Катунь, его тело было найдено лишь 2 июля.
Признанные экстремистскими 65 книг, брошюр и статей были изъяты при обыске у жителя Оренбурга, осужденного в июне 2011 года по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) за создание ячейки организации «Нурджулар», признанной в 2008 году Верховным судом РФ экстремистской. Большая часть списка – переводы с турецкого произведений Саида Нурси и других авторов. Также среди изъятых книг, впоследствии попавших под решение Ленинского суда Оренбурга, оказались «40 хадисов» богослова VII века ан-Навави, изданные в 2001 году российским филиалом саудовского фонда «Ибрагим ибн Ибрагим», и «Сады праведных» того же автора, изданные в 2001 году российским издательством «Умма», а также книга имам-хатыба московской Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова «Путь к вере и совершенству».
Наиболее резкой оказалась реакция Совета муфтиев России. «Прокурор и судья Ленинского района Оренбурга, не пригласив на слушания в качестве ответчика ни одного автора, переводчика либо издателя, кулуарно приняли решение, которое ставит под угрозу лояльность мусульман нашему государству», – говорилось в официальном заявлении этой религиозной организации. На традиционном пятничном богослужении 22 июня имам-хатыб московской Соборной мечети и брат Шамиля Аляутдинова Ильдар, обращаясь к тысячам собравшихся на молитву, призвал их «просить Всевышнего подкорректировать некорректное решение, когда нам были запрещены книги, несущие религиозное знание», добавив, что истинным судьей для всех людей является Бог. Призыв прозвучал несколько двусмысленно в контексте недавних заявлений того же имама о Божьем суде. 29 мая Ильдар Аляутдинов так прокомментировал новости о нападении на журналиста Сергея Асланяна, получившего два десятка ножевых ранений за неосторожные слова о Пророке Мухаммеде: «Просто-напросто Всевышний Господь руками каких-то отдельных людей наказал этого человека».
21 июня было опубликовано заявление Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), также выразившего мнение, что «по своей сути запрещение данных книг является запрещением в России ислама, так как они включают толкование священного Корана, биографию и учения благословенного Пророка Мухаммеда, обучение исламской молитве, посту, закяту и паломничеству», в связи с чем решение Ленинского суда «создает основания для разжигания религиозной вражды и межнациональной розни... создает угрозу мирному сосуществованию и безопасности всех граждан Российской Федерации». ДУМД потребовало «восстановить сроки апелляционного обжалования» решения суда и «обеспечить возможность беспристрастного и справедливого рассмотрения дела», а также «предоставить возможность проведения новой независимой экспертизы по делу экспертной организации, не имеющей профессионального отношения к какой-либо конфессии». «Экспертное заключение не может быть объективным, если оно выносится лицом, имеющим идеологические убеждения, диаметрально противоречащие позициям мусульманской конфессии», – сказано в заявлении дагестанского муфтията.
Экспертные заключения, на основании которых вынесено решение суда в Оренбурге (они выложены на сайте адвоката Валиуллина), были проведены экспертами Минюста – преподавателем РГГУ Светланой Яковлевой и преподавателем Московской православной духовной академии диаконом Юрием Максимовым. Участие диакона, судя по всему, вызвало неудовольствие мусульман. 21 июня было опубликовано заявление главного муфтия Чечни Султана-хаджи Мирзаева, заявившего, что «те эксперты, которые выносят по исламским книгам решения, абсолютно не разбираются в исламе» и вообще «многих экспертов, которые называют себя исламоведами», он считает «исламофобами». Одновременно появились возмущенные реплики руководителя Духовного управления мусульман Ростовской области «Донской муфтият» Флюра Арсланова и главы Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия – Алания муфтия Хаджимурада Гацалова.
В свою очередь, диакон Юрий Максимов в заявлении, опубликованном во второй половине дня 21 июня на сайте «Интерфакс-Религия», поспешил сообщить, что «весьма удивлен» тем, что в список запрещенных материалов попал сборник хадисов и что канонические книги какой-либо религии не должны быть предметом судебного рассмотрения. Кроме того, он заявил, что его экспертиза, использованная при подготовке решения Ленинского суда Оренбурга, вообще относилась к другому судебному делу, решение по которому было принято еще год назад, и что «в то время, когда он писал это заключение, он был обычным мирянином». При этом, оговаривается он по поводу прочих книг, попавших под запрет, хотя «некоторые полагают, будто труды Нурси и Гюлена вообще не имеют никакого отношения к экстремизму, но, к сожалению, сами тексты не дают возможности согласиться с такой точкой зрения». «Некоторые их тексты вполне безобидны, но в некоторых встречаются вполне определенные высказывания на тему свержения светской власти и установления мусульманского господства над всем миром», – считает эксперт Минюста.
Как сообщил «НГР» первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов, 21 июня было составлено и на следующий день отправлено заказным письмом в Ленинский суд Оренбурга ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения по данному судебному делу. Под ходатайством, как сообщил нашему изданию муфтий Крганов, наряду с ним подписи поставили три других представителя мусульман в Общественной палате при президенте России – сопредседатель Всероссийского муфтията муфтий Мордовии Фагим Шафиев, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафиг Пшихачев и первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части в составе Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов.
Крганов уточнил, что данное ходатайство касается не всего списка указанных в решении суда книг, а нескольких сочинений. Прежде всего это «Сады праведных» и «40 хадисов» имама ан-Навави и «Введение в ислам», а также книга Шамиля Аляутдинова «Путь к вере и совершенству». По мнению зампреда ЦДУМ, «надо обобщить усилия религиозных деятелей, богословов, наших ученых и светских экспертов и вместе повлиять на то, чтобы впредь такие важные решения принимались на профессиональном уровне». «С другой стороны, – считает муфтий Крганов, – должны понимать и наши люди, верующие, что, к сожалению, за последние годы подменяются понятия в религиозных книгах и это используется разными радикалами в своих целях, чтобы вербовать в свои ряды людей, которые не очень сведущи в религии... Проблема с толкованиями и переводами есть. Вроде бы книга хорошая, но какой-нибудь хадис или изречение специально путается». Соответственно, речь идет также о качестве и соответствии переводов исламских книг оригиналам.