Боевики «Ансар ад-Дин» берут под контроль Тимбукту.
Фото AFР
Вслед за Сомали в Северной Африке появилось еще одно государство, ведущую роль в котором играют исламисты. 6 апреля кочевники-туареги провозгласили создание на территории северо-восточной части Мали независимого государства Азавад. Это стало возможным ввиду того, что малийская армия оказалась резко ослабленной после произошедшего 22 марта с.г. военного переворота, вызвавшего санкции и закрытие границ со стороны соседей. Начав 30 марта восстание, всего за 72 часа кочевники, усиленные своими соплеменниками, ранее служившими Каддафи, захватили большую часть Мали. Но далее, как стало известно из сообщений, поступавших с занятой повстанцами территории, в среде туарегов возникли разногласия.
2 апреля в город Тимбукту, занятый повстанцами из «Национального движения за освобождение Азавада» (на французском, принятом в Мали как официальный язык, Mouvement National pour la Liberation de l’Azawad, MNLA) вошли вооруженные части исламистского движения «Ансар ад-Дин» («Защитники веры»), также участвующего в восстании против центрального правительства Мали. «Исламисты вошли в Тимбукту утром 2 апреля, чтобы изгнать бойцов MNLA. Они срывали и жгли флаги MNLA и поднимали флаг Мали. Рядом с государственными флагами вывешивали другие, на которых написано «Аллах Акбар», – сообщило со ссылкой на источники в Тимбукту информагентство Синьхуа. Флаг Мали «защитники веры» вывешивали не из патриотизма. Как отметили 3 апреля в своих репортажах из Мали BBC и Radio France Internationale, если MNLA добивается независимости для населенной туарегами северной части Мали, то «Ансар ад-Дин» хочет остаться в составе Мали, используя захваченную повстанцами территорию как плацдарм, чтобы навязать всей стране исламское правление.
В захваченных повстанцами регионах такой режим де-факто уже действует. В репортаже BBC 3 апреля из Мали приводятся слова жителей Тимбукту о том, что боевики «Ансар ад-Дин» обходят дома и говорят горожанам, что отныне они должны жить по исламским законам. Жители городов Гао и Кидаль рассказывают, что исламисты разгромили рестораны, где продавалось спиртное, и запретили западную музыку. Associated Press двумя днями позже процитировала мэра Тимбукту Усмана Галле, по словам которого, духовный лидер «Ансар ад-Дин» шейх Ияда Аг Гали изложил в радиоэфире новые законы, которым все обязаны подчиняться: женщины должны носить паранджу, ворам будут отрезать руки, а прелюбодеев побивать камнями.
Бежавший в Британию из Мали протестантский миссионер Тимоти Яттар, чье свидетельство приводится 7 апреля в сообщении информагенства ASSIST, говорит, что «исламисты составили список всех христиан в Тимбукту, которых они решили казнить через отсечение головы». «В доказательство серьезности своих намерений они казнили одного из видных местных христиан», – сообщил Яттар. Неудивительно, что, по словам мэра Тимбукту, все жившие в городе христиане бежали. Покидают христиане и другие занятые повстанцами города. Католическое информагентство Fides цитирует директора отделения благотворительного общества «Каритас» в Гао: «Сотрудники «Каритас» бежали из Гао вечером 31 марта, узнав, что исламские повстанческие группировки ищут священников и монахов, чтобы убить их... Мы знаем, что христианский центр и церковь в городе были уничтожены. Мы также созваниваемся с небольшой католической общиной Гао, насчитывающей около 200 человек, члены которой в настоящее время скрываются, опасаясь за свои жизни».
По сообщению Radio France Internationale, 2 апреля в захваченном «Ансар ад-Дин» Тимбукту были замечены лидеры «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) Абдельхамид Абу Зейд и Мохтар Бельмохтар. Днем позже служба безопасности Мали сообщила СМИ, что лидеры АКИМ, включая также Абу Яхью аль-Хаммам, участвовали во встрече духовного лидера «Ансар ад-Дин» шейха Ияда Аг Гали с имамами Тимбукту, а военная база малийской армии в этом городе превращена АКИМ в свой тренировочный лагерь.
Раскол между туарегскими повстанцами нарастает. 6 апреля, когда MNLA провозгласило независимость Азавада, амир (военный командир) «Ансар ад-Дин» Умар Хамаха заявил в видеообращении: «Наша война – это джихад... Мы против повстанческих движений и войны ради отделения от Мали... Мы не хотим Азавада, а хотим ислам». В свою очередь, официальный представитель MNLA Муса Аг Ассарид в тот же день, признав, что на территории Азавада находятся «исламисты, члены АКИМ и контрабандисты», пообещал «скоро справиться с ними». Однако, судя по всему, своих сил у MNLA для этого не хватает. В заявлении, показанном в тот же день на телеканале France24, представитель MNLA по связям Муса Аг Аттахер сказал, что «протягивает руку дружбы всем странам, которых касается эта террористическая угроза, чтобы попросить их о сотрудничестве для борьбы с террором». Призыв был услышан. На прошедшей 8 апреля в мавританской столице Нуакшот встрече лидеров стран Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) шла речь о возможной отправке 3 тыс. солдат для восстановления конституционного порядка в Мали. Впрочем, пока что соседям самопровозглашенного государства не удалось о чем-то договориться.
В другом крупном государстве Западной Африки, Нигерии, также действует исламистская группировка, добивающаяся введения законов шариата в стране. «Джамаату ахлис Сунна Лиддаавати валь-Джихад» («Общество приверженцев распространения учения Пророка и джихада»), более известная как «Боко харам», что на языке хауса означает «западное образование запрещено», базируясь в северных, преимущественно мусульманских районах Нигерии, планомерно выдавливает оттуда христиан путем террора. Начиная с 2009 года в результате атак нигерийских исламистов, связанных с «Аль-Каидой», погибло около 1000 человек, десятки тысяч христиан бежали на юг страны. Вот хроника последних событий. Как сообщает информационный сайт Afriquinfos, 4 апреля в городе Майдугури, где находится штаб «Боко харам», вооруженные исламисты расстреляли продавцов рынка, убив семь человек, а в другом районе города, ворвавшись в магазин, убили его хозяина-христианина. 8 апреля рядом с евангелической церковью в городе Кадуна, в которой верующие собрались на пасхальное богослужение, смертник подорвал начиненный взрывчаткой автомобиль, погибли 38 человек.
Впрочем, все эти нападения на христиан меркнут перед той масштабной зачисткой, которую устроило правительство Судана. Законы этого государства по Конституции 1996 года базируются на шариате. В марте суданские власти обязали всех живущих в стране христиан, которых насчитывается от 500 до 700 тыс., до конца апреля перебраться в образованное в июле 2011 года из христианских районов страны независимое государство Южный Судан. Сразу после отделения Южного Судана многих из христиан выгнали на юг, не дав вывезти с собой имущество и деньги, а радикальные группы исламистов усилили давление на оставшихся на севере последователей Христа. «Эти группы запретили пастырям под угрозой убийства проведение богослужений в воскресные дни», – сообщил в августе 2011 года в телефонном интервью Ecumenical News International пастор Рамадан Чан Лиол, генеральный секретарь Совета Церквей Судана.
Таким образом, на всем протяжении Северной Африки, от Сомали через Судан и Нигерию к Мали, на наших глазах образуется «шариатская ось», где имеются базы «Аль-Каиды», наполненные захваченным в ходе революции в Египте и Ливии оружием.