ДУМЕР недовольно, что молодежь проявляет мало интереса к исламскому образованию.
Фото с сайта www.miu.su
Одно из немногих существующих в России высших мусульманских духовных учебных заведений – Московский исламский университет (МИУ) – в марте неожиданно стал предметом ожесточенных споров. На данный момент у функционирующего в московском районе Люблино университета оказалось одновременно сразу два ректора – являвшийся таковым с момента основания вуза Марат Муртазин, об отстранении которого 1 марта заявил президиум Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), и Дамир Хайретдинов, назначенный ДУМЕР и.о. ректора. «НГР» попытались разобраться в ситуации.
Дамир Хайретдинов сообщил нашему изданию, что «в настоящее время идет процесс юридического оформления документов», связанных с его назначением на пост ректора МИУ. «Официально для прессы я могу лишь повторить резолюцию съезда ДУМЕР, размещенную на сайте dumrf.ru. Больше мне пока добавить к этому нечего, потому что запущен официальный механизм снятия с должности господина Муртазина, и мы ждем со дня на день, когда будут подписаны соответствующие документы», – сообщил Хайретдинов. Он добавил лишь, что, по его мнению, «ректора утверждает председатель ДУМЕР как единственного учредителя данного духовного заведения».
В сообщении пресс-службы Духовного управления от 1 марта сказано, что «президиум ДУМЕР принял решение об отстранении от должности ректора Московского исламского университета Марата Муртазина в связи с неудовлетворительной работой вуза за последние годы и назначении независимого аудита финансово-хозяйственной деятельности вуза». «Как стало известно на заседании, в течение последних лет в МИУ поступило около 500 миллионов рублей по линии грантов Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и программы Министерства образования и науки РФ по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Однако за все годы грантовой поддержки МИУ издало менее пяти книг, количество студентов и выпускников критически мало. При этом ДУМЕР – учредитель вуза – получал сфальсифицированные отчеты об объемах грантов, в которых суммы были уменьшены в разы», – говорится в сообщении. 9 марта на том же сайте появилась публикация за подписью первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Гизатуллина, где говорилось «о личной финансовой нечистоплотности Марата Муртазина, приобретшей в течение последнего года огромные размеры».
Стоит отметить, что еще совсем недавно Муртазин являлся заместителем председателя ДУМЕР и представлял эту организацию (через Совет муфтиев России, в которую входит ДУМЕР) в правлении Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.
В свою очередь, Марат Муртазин, продолжающий удерживать за собой пост ректора МИУ, сообщил «НГР»: «Само решение ДУМЕР об отстранении ректора от должности и назначение другого человека исполняющим его обязанности не соответствует ни уставу вуза, ни законодательству о некоммерческих организациях. Московский исламский университет является самостоятельным как в юридическом, так и в финансово-экономическом отношении учреждением, он сам ведет свою деятельность и сам обеспечивает свое финансирование. Вопрос об избрании ректора, согласно уставу вуза, является исключительной компетенцией конференции научно-педагогического коллектива самого Московского исламского университета».
По поводу слов Хайретдинова о правах ДУМЕР как учредителя вуза Муртазин отметил: «Задача учредителя университета заключалась в том, чтобы его учредить. И в дальнейшем принимать хоть какое-то участие в деятельности университета – но, к сожалению, за все прошедшие годы участие в этом учредителя не проявлялось никак». Комментируя упреки, что в МИУ мало студентов, Муртазин сказал, что число студентов – понятие относительное. «Например, в МГУ 20 тысяч студентов – это много или мало? Тоже может быть «мало» по сравнению, например, с Сорбонной, – говорит Муртазин. – Количество студентов определяется потребностью в них, в обеспеченности выпускников работой. К сожалению, ДУМЕР не проявляет заинтересованности в трудоустройстве выпускников, поэтому молодежь не идет получать религиозное образование, и в мечетях работают одни старики». Заявление съезда ДУМЕР по поводу якобы имевшей место фальсификации отчетности вуза о получении грантов и их нецелевом использовании Муртазин назвал «фантазиями». «Такие заявления, голословные и не имеющие под собой основания, подлежат уголовной ответственности», – сказал он.
Адвокат Дагир Хасавов, выступающий в качестве защитника Муртазина, сообщил нашему изданию, что 12 марта тот подал в Мещанский суд Москвы исковое заявление по поводу опубликованных 1 марта на сайте ДУМЕР сведений о фальсификации отчетности, о грантах и их нецелевом использовании как «не соответствующих действительности и порочащих репутацию» его клиента с требованием отказаться от них и опубликовать опровержение. «Мы требуем взыскать с ДУМЕР один миллион рублей за моральные издержки и обязать оплатить судебные издержки», – сказал Хасавов.
Пока, как сообщил нашему изданию Муртазин, Московский исламский университет продолжает работать в прежнем режиме. Проректоры, деканы и целый ряд преподавателей МИУ подписались под опубликованным 6 марта на официальном сайте вуза открытым письмом к главе ДУМЕР муфтию Равилю Гайнутдину в поддержку Муртазина. Впрочем, на сайте Духовного управления три дня спустя появилось сообщение о том, что с ДУМЕР «связался целый ряд преподавателей МИУ, фамилии которых указаны под этим текстом, и объяснили, что никакого письма они не подписывали».
Когда печатная версия "НГР" была уже отправлена в печать, произошла фактическая смена руководства Московского исламского университета.
Как сообщает сайт ДУМЕР, вчера временно исполняющий обязанности ректора университета Дамир Хайретдинов провел первое рабочее заседание с профессорско-преподавательским составом вуза. Между тем адвокат бывшего ректора Дагир Хасавов назвал смену руководства вуза "рейдерским захватом". "Прибывшие из муфтията люди требовали от Муртазина подписать документы и добровольно покинуть университет, в противном случае обещая выкинуть его силой. В итоге ректор был выброшен из кабинета с применением силы. В акции участвовало порядка 20 человек, присланных из Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР). Они захватили документы, начали проводить несанкционированный обыск", - заявил адвокат корреспонденту "Интерфакс-Религия". Данные утверждения, однако, опроверг замглавы ДУМЕР Рафик Фаттахетдинов, который присутствовал при смене руководства. "Это ложь и провокация", - заявил он агентству.