Раввин Берл Лазар: "Мы всего лишь сказали Путину спасибо за все, что он для нас сделал".
Фото ИТАР-ТАСС
Среди националистически настроенных сторонников действующей власти распространено убеждение, что вдохновителями и участниками акций российской оппозиции выступают либералы еврейского происхождения. При этом те же люди сдержанно одобряют позицию главного раввина по версии Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Берла Лазара. Раввин назвал оппозиционные митинги, проходившие по субботам, нееврейским делом, заявил в интервью израильской журналистке, что «евреи могут сказать Путину только спасибо». Словом, всячески поддерживал кандидатуру избранного 4 марта президента.
Кое-кто полагает, что позиция раввина продиктована в первую очередь прагматическими соображениями: на балансе возглавляемой им Федерации еврейских общин России находятся десятки общинных центров, дневных и воскресных школ, благотворительных структур и т.п., так что ссориться с властью ему явно не с руки. Безусловно, эти соображения также могут иметь место, однако рискну предположить, что дело не только в этом и что раввин поддерживает Владимира Путина вполне искренне.
Будучи любавическим хасидом, Берл Лазар оценивает любой политический режим прежде всего по следующим критериям: свобода еврейской религиозной и национальной жизни и отсутствие государственного антисемитизма. Все остальное – например, соблюдение демократических процедур – для движения Хабад гораздо менее существенно; посланцы Любавического Ребе успешно работали и работают в странах с самыми разными политическими режимами, не вмешиваясь во внутреннюю политику. В то же время большинство российских евреев ассимилированы, и у них другая шкала приоритетов. Светские евреи дорожат не столько возможностью вести жизнь правоверных иудеев, сколько гражданскими свободами, и в этом солидарны с остальной массой либеральных интеллигентов.
О режиме Путина можно говорить разное, однако по пунктам, интересующим Хабад, предъявить ему, кажется, совершенно нечего. В своей национальной и религиозной жизни российские евреи не испытывают никаких ограничений, более того, время от времени власти делают в сторону российских иудеев символические жесты вроде назначения армейских раввинов (для сравнения: в израильской армии, где служит немало христиан, ни одного христианского капеллана нет). Государственного антисемитизма в стране тоже не наблюдается. Так что у Берла Лазара есть все основания быть довольным Путиным. А вот по поводу его противников он, напротив, может испытывать определенные опасения. Сегодня от имени оппозиции в основном выступают представители демократических взглядов. Однако удерживать власть русские либералы не умеют, а в оппозиционной массовке обильно представлены националисты, выступающие против партии «воров и жидов» (как проговорился один провинциальный оппозиционер, и этот ролик получил распространение в Сети: www.youtube.com/watch?v=cqe7ocSwXew). Поэтому у раввина есть все основания опасаться возможных перемен.
Не менее важно, что еврейская политика нынешней российской власти продиктована не столько филосемитизмом, сколько прагматизмом – отсутствие в стране пресловутого еврейского вопроса крайне выгодно с точки зрения имиджа на Западе, особенно в свете критики со стороны правозащитных структур. После президентских выборов эта критика вряд ли утихнет (особенно если противостояние с оппозицией примет более жесткий характер). Соответственно нет оснований считать, что в еврейской политике произойдут какие-либо кардинальные изменения.
В отношениях между российской властью и иудеями есть, безусловно, свои подводные камни, например вопрос о библиотеке Шнеерсона (собрание книг шестого главы Хабада Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона, хранящееся в Российской государственной библиотеке). Американские хасиды на протяжении многих лет настойчиво добиваются возвращения этих книг, в том числе с помощью американских судов, решивших дело в их пользу. Если хасиды прибегнут к более решительным действиям – например, попробуют арестовать российскую собственность за границей, – это может поставить раввина Лазара в достаточно непростую ситуацию. Теоретически возможны и другие проблемы. Тем не менее рискну предположить, что, если не произойдет ничего экстраординарного, сотрудничество ФЕОР и Путина продолжится и во время третьей каденции президента.
Иерусалим