За председателем партии ШАС Эли Ишаем (в центре) стоит духовный лидер партии раввин Овадья Йосеф.
Фото Reuters
С первых дней существования еврейского государства религиозные партии были и остаются неотъемлемой частью местного политического пейзажа. За всю историю Израиля не было, кажется, ни одного правительства, в которое не входили бы представители ортодоксальных иудеев. Причина этому не столько в любви израильских политиков к религиозной традиции, сколько в особенностях местной парламентской демократии. Ни одной партии ни разу не удавалось получить в Кнессете абсолютного большинства, поэтому все правительства неизбежно опирались на парламентскую коалицию.
Теоретически партия-победитель всегда могла сформировать широкую светскую коалицию с участием идеологических противников слева или справа. Однако все израильские премьеры предпочитали договариваться с религиозными партиями, полагая, что это даст им больше свободы в вопросах безопасности и внешней политики.
Религиозное еврейство Израиля никогда не было однородным, так что религиозных партий всегда было несколько. В нынешнем Кнессете таковых три: «Ахдут ха-Тора» («Еврейство Торы»), представляющее ашкеназскую ультраортодоксию, ШАС («Шомрей Тора сфарадим», «Сефарды – хранители Торы»), выражающая интересы евреев восточного происхождения, и партия религиозных сионистов «Бейт ехуди» («Еврейский дом»). Все три партии входят в правящую коалицию Биньямина Нетаньяху. Кроме того, в оппозиции находится блок «Ихуд леуми» («Национальное единство»), чей электорат состоит преимущественно из религиозных поселенцев.
Политическая деятельность религиозных партий традиционно сосредоточена на двух основных направлениях. Во-первых, это защита интересов собственных избирателей: религиозные депутаты борются за финансирование системы религиозного образования для детей и взрослых, добиваются строительства новых и ремонта старых синагог. В последние десятилетия они также лоббируют строительство отдельных кварталов и даже поселков, предназначенных исключительно для правоверных иудеев. Во-вторых, религиозные партии отстаивают так называемый статус-кво, то есть ряд уступок, сделанных религиозным кругам еще первым правительством Израиля. В соответствии с соглашением, заключенным Давидом Бен-Гурионом с ортодоксами и впоследствии утвержденным законодательно, все вопросы семейного права (браки, разводы, завещания) разбираются религиозными судами соответствующих общин, а суббота считается официальным днем отдыха, когда должны быть закрыты не только государственные и муниципальные учреждения, включая транспорт, но и частные организации. Религиозные партии настаивают, чтобы этот порядок оставался неизменным. В прошлом религиозные партии периодически инициировали принятие дополнительных законов – вроде ограничения на производство и продажу свинины или квасного в праздник Песах. Сегодня они больше думают о том, чтобы сохранить существующее положение вещей.
Помимо общих интересов у каждой партии есть свои приоритеты, связанные с идеологическими предпочтениями и спецификой электората. «Еврейство Торы» озабочено в первую очередь защитой интересов многочисленных студентов иешив (учебных заведений для изучения Талмуда и других священных писаний). Согласно израильскому законодательству, эти студенты освобождены от службы в армии, однако не имеют права официально работать и соответственно живут на пособия и стипендии. Оба эти пункта вызывают постоянное возмущение многих светских израильтян, считающих иешиботников паразитами, не желающими наравне со всеми работать и защищать свою страну. Однако «Еврейство Торы» настаивает на сохранении существующего порядка, а также время от времени «выбивает» для студентов иешив всевозможные льготы вроде освобождения от муниципальных налогов. Значительная часть электората ШАС – бедные, малообразованные, многодетные семьи, с трудом сводящие концы с концами. Поэтому партия активно лоббирует различные социальные проекты, на первый взгляд никак не связанные с религией. Наконец, религиозные сионисты считают приоритетным направлением еврейскую колонизацию Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан) и соответственно всячески поддерживают еврейские поселения.
Между религиозными партиями есть и другие различия. Религиозные сионисты изначально считали себя носителями национальной и государственной идеологии. В свою очередь, ультраортодоксы вполне готовы ограничиться ролью лоббистов и даже отказываются занимать министерские посты, чтобы не отвечать за политику правительства.
В политическом плане все религиозные партии тяготеют к правым политическим взглядам, однако «корысти ради» входили и входят также в левые коалиции, даже с участием антиклерикальных фракций. Несколько лет назад подобный оппортунизм привел к расколу среди религиозных сионистов, где непримиримые группы создали отдельный блок «Национальное единство», для которого даже нынешний кабинет Нетаньяху является «слишком левым». Различаются и механизмы принятия внутрипартийных решений: у ультраортодоксов вся власть сосредоточена в руках влиятельных раввинов, которым принадлежит последнее слово по всем вопросам. У религиозных сионистов раввины обладают лишь совещательным голосом.
Верующим израильтянам существование религиозных партий, несомненно, выгодно. Благодаря их неустанной деятельности значительная часть соответствующих интересов удовлетворяется за государственный счет: казна финансирует религиозные школы, оплачивает или дотирует строительство синагог, содержит еврейские кладбища, обеспечивает солдат и госслужащих кошерным питанием┘
Однако минусов у нынешней системы едва ли не больше, чем плюсов. Прежде всего упомянутое выше религиозное законодательство большинство светских израильтян считает религиозным диктатом и недопустимым вмешательством в личную жизнь. Для всех, у кого нет личного автомобиля, отсутствие по субботам общественного транспорта превращает единственный выходной в домашнее заключение. Десятки тысяч граждан Израиля не могут заключить брак в своей стране, поскольку это противоречит нормам иудейского права (обычно это касается пар, где один из партнеров – нееврей). Больше всего публику возмущает многотысячная и непрерывно растущая армия студентов иешив, которые живут на пособия из казны. Поэтому в Израиле очень сильны антиклерикальные настроения. Популярному тележурналисту Яиру Лапиду, недавно объявившему о намерении возглавить новый антиклерикальный список, опросы прочат третье или даже второе место на ближайших парламентских выборах, хотя у партии нет пока ни программы, ни кандидатов, ни даже названия.
Кроме того, участие в коалиционной политике неизбежно приводит к регулярным бартерным сделкам по принципу: «Мы вам голоса за законопроект – вы нам очередную субсидию» (религиозный квартал, скидку по налогам и т.д.). Поскольку большинство израильских СМИ настроены весьма антиклерикально, подобное сотрудничество неизбежно становится достоянием гласности, вызывая законный вопрос, кому на самом деле служат религиозные политики – Богу или мамоне.
Отношение к религиозным партиям, возможно, было бы лучше, если бы они служили образцом нравственности или других редких политических добродетелей. Этого, однако, не происходит – депутаты религиозных партий едва ли не чаще других оказываются под судом по обвинению во взятках или коррупции. Поэтому, невзирая на электоральные успехи религиозных партий, влияние религии на израильскую жизнь падает. Все больше магазинов, ресторанов, кинотеатров и даже больших торговых центров работает по субботам; все больше молодых пар заключают браки не в израильском раввинате, а за границей. И эти перемены носят скорее всего необратимый характер. Как с грустью отметил один религиозный политик, «если мы что-то уступаем – то уступаем навсегда».
Иерусалим