Кавказская митинговая активность последнего времени затронула и церковную жизнь.
Фото Виктора Буйвидаса
Перипетии ноябрьских событий, связанных с бунтом православной паствы в Северной Осетии против архиепископа Владикавказского Зосимы (Остапенко), достаточно хорошо известны и описаны наблюдателями, занимавшими позиции с разных сторон конфликта. 15 ноября в центре Владикавказа собрался стихийный митинг протеста против решения архиерея о переводе настоятеля Аланского Успенского мужского монастыря близ селения Фиагдон архимандрита Антония (Данилова) на новое место служения в Дагестан.
Количество митинговавших 15 ноября в разных источниках называется разное. По данным информационного агентства «Кавказский узел», у кафедрального Георгиевского собора, где находился в это время архиепископ Зосима, собрались полторы тысячи человек. Вполне лояльно настроенный к архиепископу Зосиме священник Александр Пикалев, служащий в Северной Осетии и лично наблюдавший вечером 15 ноября происходившее, отметил в своем блоге alexandrpikalev.livejournal.com, что «на митинге у кафедрального собора было более тысячи человек». Однако источник во Владикавказской епархии сообщил нашему изданию, что «митингующих было около 100 человек плюс журналисты, милиция, ФСБ (в том числе в штатском) и просто зеваки, пришедшие посмотреть, что случилось». Этот же источник подтверждает информацию, которую ранее сообщили и священник Александр Пикалев, и поддерживавший митинговавших североосетинский информационный портал «15-й регион», – собрание верующих быстро преисполнилось агрессии против архиерея, отказавшегося отменить свое решение о переводе архимандрита Антония в Дагестан. Машину архиепископа пинали ногами, разбили лобовое стекло, сопровождая эти действия криками «Иуда!» и «Возвращайся в Калмыкию!» (откуда архиерей прибыл в республику минувшей весной). В последующие дни митинги протеста у Георгиевского собора во Владикавказе повторились, правда, с меньшим числом участников (16 ноября собралось, по данным «15-го региона», около 500 человек, по данным священника Александра Пикалева, не более 300) и с меньшим накалом агрессии.
События в Северной Осетии обсуждались 18 ноября в управлении делами Московской Патриархии, и по итогам обсуждения было решено «всеми силами поддерживать мир в республике». Архимандрит Антоний остался в своем монастыре, правда не во вполне ясном статусе – ведь, отказавшись выполнить распоряжение своего епископа, по канонам он может быть запрещен в священнослужении, а при дальнейшем упорствовании в непослушании – извергнут из своего сана.
Суть конфликта сложно понять, если не учитывать роль архимандрита Антония и возглавляемого им монастыря в духовной жизни Северной Осетии. 15 ноября руководитель созданной протестовавшими верующими инициативной группы Лора Цкаева говорила на митинге (показанном в репортаже местной телепрограммы «Вести»): «Отправляют в Дагестан нашего духовного отца, благодаря которому Осетия вспомнила, что она православная... Мы стали ощущать себя действительно православными верующими людьми благодаря службам в монастырских храмах, благодаря проповедям нашего отца Антония». Другой пример – журналистка Марина Сагдеева писала в своем блоге на сайте «15-го региона»: «Маргиналы и предатели – вот определение тем силам, которые сегодня пытаются отнять у народа частицу той благодати, которая досталась нам от Великого Старца (так в оригинале. – «НГР»), коим был архимандрит Ипполит». Речь идет об архимандрите Ипполите (Халине), с 1991 года и до смерти в 2002 году занимавшем пост настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря в Курской области. В написанной его духовным сыном Владимиром Савочкиным книге «Самый добрый батюшка на земле» (2007 год) можно прочесть, что «всякий паломник обращал внимание на большое количество кавказцев и среди братии, и среди трудников обители. Это были православные осетины, стекавшиеся сюда из Осетии иногда даже целыми семьями. Оказывается, отец Ипполит взял на себя самый настоящий подвиг, или, как говорят сами осетины, апостольский подвиг просвещения целого народа Осетии┘ Сам же старец Ипполит в Осетии никогда не был, но за годы его служения в Рыльском монастыре к нему, наверное, переездила вся эта небольшая республика... По благословению старца в Осетии уже открылись Аланский Свято-Успенский мужской монастырь в многострадальном осетинском городе Беслане (позже он переехал в Фиагдон. – «НГР») и Аланский Свято-Успенский женский скит в другом осетинском городе – Алагире». За последние годы в горных реках и озерах близ этих монастырей крещение приняли тысячи человек, ставшие прихожанами монастырских храмов (что уже само по себе несколько необычно). В местных СМИ реку Фиагдон даже называют осетинским Иорданом.
Стоит отметить еще один момент – своеобразный характер богослужений, которые совершал архимандрит Ипполит. Как пишет в своей книге Савочкин, посещавший Рыльский монастырь на протяжении многих лет на рубеже 1990-х и 2000-х годов, «почти каждый день по благословению отца Ипполита в монастыре проводились так называемые вычиты (по изгнанию нечистой силы. – «НГР»)... Со стороны эта церковная служба казалась очень торжественной и вместе с тем жутковатой. В то время как священнослужители вычитывали необходимые заклинательные молитвы, бесноватые и одержимые демонами начинали издавать дикие вопли, полностью заглушавшие молитвословия. Часто они просто вопили протяжным криком, а иногда раздавались явные выкрики и ругань: «У, проклятый!», «Ай, отойди, отойди!», «Ну долго ты будешь нас на коленях держать?!», «Огнем, огнем попаляет!» Происходила какая-то страшная вакханалия, приводившая в оцепенение». Такие «вычиты» практиковались и в основанных по благословению архимандрита Ипполита монастырях на Кавказе. 20 ноября с.г. в комментариях в блоге священника Александра Пикалева, где обсуждался конфликт верующих с архиепископом Зосимой, преподаватель Армавирского православно-социального института Александр Бельды записал со своего аккаунта в Facebook: «10 лет назад... эта публика ездила в Беслан на проводимые в монастыре «вычитки» и «старцем» почитали они еще не Антония, а ныне покойного отца Ипполита из Рыльска Курской епархии; теперь отец Антоний как бы стал его «преемником»... Я и еще один раб Божий пришли туда к ним и стали раздавать листки со словами святителя Кавказского Игнатия Брянчанинова (об опасности «лжестарчества». – «НГР»)... В подрясниках выскочили около десятка монахов и набросились на нас с угрозами физической расправы, с криками: «Что это вы тут ересь против святого старца Ипполита распространяете? Если он благословил вычитки, значит, ни ему и ни нам не указ ни митрополит, ни Патриарх, ни ваш Игнатий Брянчанинов! И вообще вы против осетинского народа выступаете, оборзели совсем, сейчас мы вам здоровье поправим!» – и все в таком же роде... Листки изъяли у всех прихожан и демонстративно сожгли перед храмом».
Местный религиовед Артур Габуев в тот же день в блоге Пикалева записал со своего блога iz-moego-okna.livejournal.com впечатления от посещения этого монастыря: «На всю жизнь запомнил. Сидим 10–11 лет назад в Бесланском монастыре за трапезой, нас трое, один монах (ныне священник) и какой-то левый дядя, слегка вдатый. Монах нам битый час рассказывает о старце Ипполите. А поддатому мужику это надоело, он и говорит: запарил ты со своим старцем! Тут монах подскакивает, его лицо искажает гримаса, ударяет кулаком по столу и кричит: да я за старца порву любого!»
До какого-то момента, пока местное священноначалие поддерживало деятельность горных монастырей – еще в прошлом году чин великого освящения воды в реке Фиагдон совершал тогда еще архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), – у него не возникало конфликта с верующими. Но как только новый архиерей попытался что-то сделать с почитаемым паствой настоятелем, как сразу же столкнулся с массовым негодованием верующих, помноженным на горячий кавказский темперамент. Оказалось, что развитие православия в отдельной взятом регионе давно вышло из того русла, которое было ему определено в Москве, в Патриархии.