Новые поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», которые в скором времени будут вынесены на публичное обсуждение (пока что они обнародованы для антикоррупционной экспертизы), очевидно, призваны оптимизировать действующее законодательство в этой сфере.
По всей видимости, авторы поправок ставят перед собой следующие цели:
– отменить противоречащее положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод требование о необходимости подтверждения 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации;
– усовершенствовать процедуру создания и государственной регистрации религиозных организаций;
– определить правовые основания для назначения религиоведческой экспертизы;
– согласовать нормы ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» с ФЗ «О некоммерческих организациях»;
– убрать несогласованность норм федеральных законов в части обозначения органа, уполномоченного в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций.
Данные изменения давно назрели, и нет ничего плохого в их реализации. Вряд ли вышеуказанные предложения ограничат свободу совести, поскольку даже вывод религиозной группы из поля правового регулирования не означает ее запрета. Актуальный в 1997 году 15-летний срок существования религиозной группы в наше время потерял первоначальный смысл, и теперь его сможет равноценно заменить введение 10-летнего испытательного срока для новых религиозных организаций, в течение которого их миссионерские возможности будут ограниченны.
Изучение деятельности зарегистрированных религиозных организаций показывает, что фактическая деятельность отдельных религиозных организаций значительно отличается от тех установок, которые содержатся в их учредительных документах. Поэтому вполне логично проводить религиоведческую экспертизу религиозных организаций не только при их создании, но и в отношении уже действующих организаций. Тут нельзя не отметить, что практически все духовные традиции уже давно легализовались и обращения новых религиозных течений в Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте исключительно редки.
В целом данный пакет поправок можно оценить положительно, а те вопросы, которые они вызвали у представителей традиционных религий, будут сняты во время процедуры официального обсуждения. Ажиотаж вокруг этой истории вызван, по всей видимости, «презумпцией виновности» Минюста в глазах лидеров некоторых духовных объединений, которые любую законодательную инициативу в религиозной сфере воспринимают априори отрицательно.