В последние годы в учебных заведениях Казахстана все чаще можно встретить девушек в хиджабе.
Фото с сайта www.rferl.org
Власти Казахстана впервые публично заявили о необходимости борьбы с религиозным экстремизмом и нетрадиционными толкованиями ислама. Об этом заявил в интервью крупнейшему изданию страны – газете «Казахстанская правда» – председатель Агентства Республики Казахстан по делам религий Кайрат Лама Шариф. По его словам, «следует осознать, что угроза экстремизма не является мифической и противодействие ему требует усилий всего общества совместно с государством». При этом, как отметил Шариф, «противодействовать распространению экстремистских идей необходимо прежде всего интеллектуально... усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки». Посетовав на «неискушенность в религиозных догмах и доверчивость граждан», глава Агентства по делам религий заявил, что ношение женщинами хиджабов (платков, покрывающих волосы) противоречит традициям казахов.
«К сожалению, после многолетнего отрыва от своего наследия в прошлом веке казахстанские мусульмане отдалились от своих истоков, в том числе ханафитских (речь о богословско-правовой школе, традиционной для тюркских народов СНГ. – «НГР»). В результате некоторые верующие на самом деле потеряли связь с прошлым, не знакомы с великим наследием своих предков и не способны «отделять зерна от плевел» в силу малости знаний об исламе. Поэтому сегодня в повестку дня встает вопрос возрождения ислама, традиционно распространенного среди мусульман нашей страны, – отметил Шариф. – Насколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в условиях свободы, не заставляя покрывать волосы┘ В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия «хиджаб»┘ Нельзя слепо копировать чужие обычаи, следовать чужой культуре, в частности арабской».
В этом году официальные лица Казахстана уже не первый раз обращаются к обсуждению темы головного убора мусульманок. 11 марта с.г. президент Нурсултан Назарбаев на встрече с творческой интеллигенцией в Туркестане сказал, что он «категорически против паранджи, особенно когда паранджу или хиджаб носят студентки или учащаяся молодежь». «У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам», – подчеркнул Назарбаев. Правда, в тот же день руководство страны вынуждено было де-факто дезавуировать это заявление. Советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев поспешил заявить СМИ, что слова Назарбаева отражают лишь его личную позицию, а не позицию государства. Он заверил, что государство не собирается как-либо запрещать ношение хиджаба. При этом Ертысбаев отметил, что «казашки и до революции, и тем более в советские времена в подавляющем большинстве никогда не носили хиджаб, не закрывали свои волосы» и вообще «ислам никогда не играл той фундаментальной роли государственно-политической, образующей, которую он играет, скажем, в Иране или в Саудовской Аравии».
Обеспокоенность руководства Казахстана модой на хиджабы объясняется опасениями растущей исламизацией населения страны в целом. Так, 15 июля с.г. в репортаже «Немецкой волны» отмечалось, что «ислам занимает все больше места в повседневной жизни казахстанцев». «Уже и в крупных городах страны можно встретить людей в традиционных мусульманских одеждах. Были случаи, когда девушки приходили на занятия в учебные заведения в хиджабах», – констатировал журналист западного информагентства. По его словам, это зачастую является признаком принадлежности к салафитам: «Вообще, казахстанцы в последнее время проявляют большой интерес к нетрадиционным течениям ислама. Особенно это заметно на юге и западе страны, где превалирует казахскоязычное население». Произошедшие в начале июля с.г. вооруженные выступления радикальных исламистов в разных районах республики, вызвавшие обеспокоенность официального духовенства (см. «НГР» от 20.07.11), вполне могли подтолкнуть власти к занятию более жесткой позиции в отношении символов исламизации населения.
Борьба с исламизмом осуществляется не только путем запретов, но и убеждением. Еще 14 марта с.г. местные СМИ процитировали высказывание главного эксперта Агентства по делам религии Асылхана Нурмагамбетова о том, что «в соответствии со специальным поручением администрации президента Казахстана во все регионы страны направлены агитационные группы из представителей духовенства» с целью «пропаганды ценностей традиционного ислама и снижения активности противоречивых течений» (причем группы эти начали действовать как раз накануне нашумевшего заявления Назарбаева о хиджабах). Одна из таких групп, возглавляемая Нурмагамбетовым, в первой половине марта проводила разъяснительную работу среди населения в Актюбинской и Атырауской областях, в том числе встречи со студентами Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова и Атырауского института нефти и газа, посвященные в том числе ношению хиджабов. В августе стало вновь известно о деятельности этих агитационных групп. В частности, возглавляемая Нурмагамбетовым «агитбригада» с 5 по 19 августа ведет работу в Западно-Казахстанской области, где ей помогают в этом еще четыре подобные группы из местного духовенства и религиоведов.
Казахстан – не первая мусульманская республика на пространстве СНГ, сталкивающаяся с подобными проблемами. Год назад настоящая борьба с хиджабами (также на фоне растущей исламизации населения) развернулась в Таджикистане, где заявления о недопустимости их ношения озвучили президент Эмомали Рахмон и министр образования Абдуджаббор Рахмонов. Они также заявляли, что ношение хиджаба является «чуждой арабской традицией» (см. «НГР» от 01.12.10).
В другой мусульманской республике, Азербайджане, официальный запрет на ношение хиджаба в школе и вузах, обнародованный 23 ноября 2010 года министром образования Мисиром Мардановым, вызвал волну протестов, сопровождавшихся столкновениями с полицией, причем к верующим присоединились некоторые оппозиционные партии, включая Исламскую партию Азербайджана. В январе с.г. ее лидер Мовсум Самедов был арестован и в настоящий момент находится под судом по обвинению в организации беспорядков и подготовке террористического акта. 11 августа та же судьба постигла и.о. заместителя главы партии по организационным вопросам Арифа Ганиева и еще ряд мусульманских активистов республики. Среди прочих обвинений, инкриминируемых последним, – «подозрение во вражеской деятельности в пользу иностранного государства против Азербайджана». Судя по всему, речь идет об Иране. Начальник иранского Генштаба Сейед Хасан Фирузабади заявил 10 августа о том, что «если президент Азербайджана Ильхам Алиев не изменит своей политики в отношении ислама, то развязка его судьбы будет черной и мрачной», ибо, по его мнению, «пресечь пробуждение народа, чьи сердца бьются в любви к исламу и Корану, невозможно». Ранее, 28 декабря 2010 года, иранский великий аятолла Насер Макарем Ширази осудил факт ограничения ношения хиджаба в Азербайджане как «антиисламское» начинание и призвал мусульман республики не смиряться с ним.