0
2241
Газета Политика Интернет-версия

17.08.2011 00:00:00

Тибет усмиряет врага

Тэги: тибет, далайлама, инаугурация


тибет, далай-лама, инаугурация На своей инаугурации премьер Лобсанг Сенге (слева) обещал, что главной целью нового правительства в изгнании остается возвращение духовного лидера в Тибет.
Фото Reuters

В девятый лунный день, день Синеватой овцы по буддийскому календарю, то есть 8 августа с.г., состоялась инаугурация нового главы тибетского правительства в изгнании. Преемником Далай-ламы XIV Тенцзина Гьямцо, который в марте сложил с себя политические полномочия, стал 43-летний юрист, старший научный сотрудник Гарвардской школы права Лобсанг Сенге. Избранный глава эмигрантского правительства принял присягу в центральном храме индийского города Дхарамсала. Почетное место на церемонии занимал сам Далай-лама, которого отныне будут называть не «Главой нации», а «Защитником и символом Тибета и тибетского народа». Лобсанг Сенге, одержавший победу на выборах 20 марта с.г., избран на пятилетний срок многочисленной тибетской диаспорой, представители которой рассеяны по Индии, Непалу, Бутану, США, Австралии, Японии и странам Европы.

Как гласит буддийский календарь, день Синеватой овцы благоприятен для «усмирения врага». Широко известно, какое значение для тибетских ламаистов имеет астрология, вычисление благоприятных дней для различных начинаний. Возможно, выбор даты этого политического события также не случаен. Враг тибетских изгнанников известен – это Китайская Народная Республика, создающая свою ламаистскую иерархию на территории подконтрольного ей Тибета. Когда весной Далай-лама отказался от политического лидерства, эту инициативу рассматривали как попытку умягчить китайскую сторону, развести политику и религию.

Однако заочная пикировка Далай-ламы и чиновников КНР в июле развеяла эти иллюзии. Предметом спора стали последующие перерождения духовного лидера буддистов. Далай-лама настаивал на своем праве самому определять место рождения своего преемника. По его мнению, это может случиться только за пределами Китая. В свою очередь, власти Поднебесной за века господства над буддистскими Тибетом и Монголией достигли совершенства в искусстве манипулирования перерождениями ламаистских святых. Если в старом Китае магический жребий бросал император, то сейчас это решение оставляют за собой коммунистические вожди. По их мнению, «маленький Будда» родится в одной из семей тибетцев – граждан КНР. Таким образом, повторится история с Панчен-ламой, вторым в тибетской иерархии духовным учителем буддистов. Сейчас в мире существуют два Панчен-ламы – один признан КНР, а другой – Далай-ламой.

Слова, прозвучавшие на инаугурации тибетского премьера в изгнании, еще жестче обозначили курс на противостояние с Пекином. «Обязуюсь укреплять и хранить наше движение, пока в Тибете не будет восстановлена свобода, пока Его Святейшество Далай-лама не вернется на нашу родину», – сказал тибетцам Сенге. Хотя политик обещал диалог с «китайскими друзьями» в любое время, когда они этого захотят, но, по сути, взял на себя обязательство в ближайшее время воссоединить разделенный народ. «Хочу сегодня с полной уверенностью сказать моим братьям и сестрам в Тибете: мы скоро встретимся», – заключил глава эмигрантского правительства. Интересно, что он предсказал возвращение Далай-ламы в Тибет, в то время как сам духовный лидер еще недавно намекал на свою немощь и подготавливал единоверцев к своей возможной смерти. Буддисты убеждены, что «живой бог» сам может предсказать день и час завершения собственной жизни. Видимо, не прошло и месяца, как Далай-лама «передумал» уходить в мир иной, чтобы возродиться вновь. С другой стороны, Сенге мог иметь в виду, что на родину Далай-лама вернется уже в новом теле, но только не в том воплощении, которое укажут китайские власти.

Между тем китайская сторона с самого начала этой истории с разделением политического и духовного руководства над тибетской диаспорой заявляла, что не верит в искренность Далай-ламы. Еще в марте представитель Министерства иностранных дел КНР Цзян Юй отметила: «Заявление о его отставке – это очередная попытка обмануть мировое сообщество».

Просматривая кадры фотохроники с церемонии инаугурации Сенге, китайская администрация, возможно, еще более укрепилась в своем убеждении. Далай-лама, благословляющий нового главу правительства в изгнании, на протяжении всего этого действа оставался в центре внимания. Кстати, духовный лидер прервал ради церемонии свое масштабное турне по странам и континентам, которое также можно рассматривать как пропагандистскую кампанию в новом витке «бодания» с китайцами. Напомним, что в городах США в июле Далай-лама встречался не только с религиозными деятелями, но и с политиками. Из Индии духовный лидер тибетцев отправился во Францию, а в эти дни находится с визитом в Эстонии.

Дезавуировал Тенцзин Гьямцо и слухи последнего времени, что на нем вообще могут закончиться перерождения Далай-ламы. Вот что он сказал в недавнем интервью журналу Rolling Stone: «Это (отказ от политического поста. – «НГР») не означает конца института Далай-ламы. Он остается, но будет играть только духовную роль. И не только в нынешнем поколении. Если такова будет воля тибетского народа, институт Далай-лам продолжит существование и в будущем».

Интересно отметить, что в последние месяцы стабильность и территориальная целостность Китая испытывается на прочность разного рода сепаратистами и просто недовольными политикой Пекина в провинциях. Так, в конце мая – начале июня с.г. во Внутренней Монголии – автономном регионе на севере страны – прошли массовые волнения на национальной почве. Подоплекой конфликта стал экономический вопрос – распахивание китайцами-крестьянами пастбищ монголов-кочевников. Однако это вечный конфликт между переселенцами из митрополии и монголами, он не раз в истории приводил к вооруженным восстаниям, и фактор лам, духовных наставников монгольских буддистов, играл в этих войнах не последнюю роль. Кроме того, монголы и тибетцы объединены не только одной верой, но и националистическими панмонгольскими настроениями. Напомним, что «живой бог» монголов, Богдо-гэгэн IX, долгое время проживал в Дхарамсале, не желая переезжать в Улан-Батор.

Наконец, на днях в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая произошла серия терактов, вину за которые власти возложили на исламистов из движения за независимость Восточного Туркестана. В Пекине тут же заявили, что будут вести жесткую борьбу против использования религиозной деятельности как инструмента для подстрекательства к актам насилия и терроризму.

И вот в такой острый момент в политическую игру держав вновь вступила часть буддийской общины России. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни Омбадыков) направил открытое письмо министру иностранных дел России Сергею Лаврову. От имени калмыцкого народа, буддистов Астраханской, Волгоградской и других областей верховный лама попросил МИД разрешить духовному лидеру буддистов Тибета посетить Россию этой осенью.

По словам Тэло Тулку Ринпоче, «основной причиной, затруднявшей принятие положительного решения по осуществлению пастырского визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию, до последнего времени было то, что Его Святейшество сочетал функции как духовного лидера мирового значения, так и политического руководителя правительства Тибета в эмиграции». «Жители традиционных буддийских республик Российской Федерации, – говорится в письме, – усматривают в этих кардинальных и неожиданных изменениях статуса Его Святейшества Далай-ламы луч надежды на осуществление своего давнего глубокого стремления к тесным и беспрепятственным контактам со своим духовным учителем».


На верхних этажах Золотой обители Будды Шакьямуни в Элисте готовы покои для Далай-ламы.
Фото PhotoXPress.ru

В связи с этим письмом возникает ряд важных вопросов. Во-первых, получил ли Тэло Тулку Ринпоче одобрение своей инициативы со стороны местной власти, а во-вторых, что думают об этом обращении другие буддисты, прежде всего представители ведущей организации страны – Буддийской Традиционной Сангхи России. Кстати, еще в начале июля свою позицию по данному вопросу четко обозначил глава другой буддийской республики – Бурятии – Вячеслав Наговицын. Он заявил, что региональные власти не намерены приглашать духовного лидера в Бурятию. Отвечая на вопрос монгольского журналиста, он отметил, что «вопрос этот лежит вне плоскости регионального уровня, это вопрос федерального значения. Поскольку он относится все-таки больше к политике, нежели к экономике или межнациональному обмену. Вопрос необходимо обсудить на уровне государства, МИДа», – заключил чиновник.

А вот глава республики Калмыкия Алексей Орлов на днях, находясь в отпуске, совершил частный визит в Дхарамсалу, где встретился с Далай-ламой. В ходе беседы лидеры затронули проблему развития буддизма не только в Калмыкии и России, но и во всем мире. Как отметил Орлов, «это не первая моя встреча с духовным лидером буддистов мира, лауреатом Нобелевской премии Его Святейшеством Далай-ламой. И каждый раз для меня такая встреча – важное событие, веха на моем жизненном пути». В ходе беседы Далай-лама отметил важность встреч с представителями Калмыкии. В свою очередь, Алексей Орлов отметил, что в республике с нетерпением ждут пастырского визита духовного лидера тибетских буддистов, отмечают сегодняшние выпуски СМИ Калмыкии.

За разъяснениями «НГР» обратились к первому помощнику верховного ламы Калмыкии Хонгору Эльбикову, однако тот наотрез отказался давать комментарии. Корреспонденты «НГР» также направили запрос в МИД, чтобы узнать, как отреагирует государство на послание калмыцкого верховного ламы. Как сообщили в Департаменте информации и печати ведомства, «МИД считает целесообразным оставить этот вопрос без комментариев».

Постоянный представитель Традиционной Буддийской Сангхи в Москве Санжей-лама (Андрей Бальжиров) сказал в беседе с корреспондентом «НГР», что открытое письмо верховного ламы Калмыкии – это инициатива «только с одной стороны», поскольку между буддийскими общинами в России «нет консолидации, единства». По словам Санжей-ламы, визит Далай-ламы в Россию «возможен при условии, что мы все вместе консолидируемся». «Когда кто-то начинает действовать в одиночку и даже провоцирует, это угрожает» возможному визиту Далай-ламы, отметил представитель Традиционной Буддийской Сангхи. «Хотелось бы, конечно, чтобы была общая встреча всех российских буддистов с Далай-ламой, но нужно собраться, обсудить этот вопрос. Если приглашать, то всем вместе», – заключил Санжей-лама.

Трудно сказать, чего больше в этом одиноком голосе из Калмыкии: искреннего желания вновь увидеть зарубежного духовного лидера или попытки подобной инициативой, как рычагом, выдвинуть себя в первые ряды религиозных деятелей России. Однако прямое вмешательство из регионов в международную политику вряд ли пойдет на пользу России. Напомним, что в своей речи на инаугурации Лобсанг Сенге призвал правительство Индии «рассматривать Тибет в качестве одного из ключевых вопросов в отношениях между Индией и Китаем». Аналогичное превращение тибетского вопроса в ключевой во взаимоотношениях России и Китая крайне нежелательно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1699
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1057
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1047

Другие новости