Новая организация Шавката Авясова отобрала общины у некогда дружественного Совета муфтиев России.
Фото с сайта www.oodrin.ru
Первая половина нынешнего лета ознаменовалась целым рядом важных событий для всех религий России, не исключая и ее исламское сообщество. Для мусульман, правда, позитива в этих событиях было немного – убийство ректора крупнейшего исламского вуза России Максуда Садикова, гибель и ранения целого ряда дагестанских имамов стали еще одним сильным ударом по традиционному исламу в Дагестане. Все погибшие и раненые, включая убитого на днях руководителя пресс-службы главы Дагестана Гаруна Курбанова, оказались последовательными противниками переговоров с ваххабитами, которые они активно навязывают властям все последние месяцы. Посыл террористов предельно ясен – или вы начинаете вести с нами переговоры о капитуляции, или мы будем убивать вас гораздо чаще.
Впрочем, «борцов с исламофобией» гораздо больше взволновали события в другой северокавказской республике, где значительная часть актива местного муфтията была арестована за преступления по целому букету статей. Поводом для их задержания стало резонансное убийство активистом владикавказской мусульманской общины поэта Шамиля Джигкаева, разобраться с которым призывал еще бывший муфтий Северной Осетии Али Евтеев. Преемник и бывший зам Евтеева Хаджимурад Гацалов традиционно обвинил во всем силовиков, якобы под пытками выбивающих показания у невинных мусульман, но доказать ничего не смог и потерял лицо перед властями и общественностью республики.
Поддержать Гацалова и его подопечных прибыла целая делегация из Общественной палаты России, однако выступления ее членов вызвали бурю негодования и Общественной палаты Северной Осетии, и религиозных лидеров соседней Кабардино-Балкарии, которые настоятельно попросили оградить их от таких альтернативно мыслящих экспертов.
Главным же событием для мусульман Северного Кавказа стала встреча муфтиев с президентом страны Дмитрием Медведевым, которая прошла 5 июля в Нальчике. В этой встрече приняли участие представители всех пяти центров российского ислама, что засвидетельствовало окончательное признание властями двух новых полюсов – Всероссийского муфтията и ДУМ Республики Татарстан.
Президент страны вновь пообещал мусульманам помощь в создании мусульманского телеканала, который предполагается открыть в рамках проекта по переходу на цифровое вещание. Такой телеканал еще в марте с. г. обещал самолично создать муфтий Равиль Гайнутдин, однако обещание свое благополучно забыл. Шла речь также и о всероссийском мусульманском сайте, потребность в котором весьма актуальна.
На встрече шла речь и о том, что кое-кто кое-где у нас порой не дает строить мусульманам мечети, причем не всем мусульманам, а исключительно ориентирующимся на Совет муфтиев России. Впрочем, сам муфтий Равиль Гайнутдин в июне проиграл иск архитекторам своей новой мечети в Москве и теперь должен заплатить им 64 млн. руб. А московские власти тем временем начали переговоры с новым лидером столичных мусульман муфтием Альбиром Кргановым о новом формате проведения мусульманских праздников, который позволит обойтись без десятков тысяч специально свезенных в одно место верующих и перекрытия улиц. Просьба о содействии в данном вопросе поступила и Всероссийскому муфтияту (РАИС).
19 июля в рамках продвижения Общероссийского народного фронта премьер России Владимир Путин встретился с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и членами президиума Межрелигиозного совета России, в число которых входят муфтии Талгат Таджуддин, Исмаил Бердиев и Равиль Гайнутдин. Одним из главных итогов этой встречи стало озвученное Путиным желание создать при правительстве специальный орган по межнациональным и межрелигиозным вопросам. Формат органа пока не ясен, но вряд ли это будет новое министерство или федеральное агентство.
В регионах события также развивались вполне динамично. Гибель теплохода «Булгария» была немедленно использована ваххабитами в информационной войне против ДУМ Республики Татарстан и республиканских властей, которые в последнее время вызывают у них особую неприязнь. На ваххабитских сайтах вслед за «Булгарией» предрекалась гибель и всему проекту возрождения древнего Булгара, который позиционируется как основополагающий элемент сохранения традиционного татарского ислама. На самом же деле эта трагедия сплотила татар, и новый муфтий республики Ильдус Файзов очень достойно провел поминальные церемонии и пообщался с приехавшим в Казань премьер-министром.
В июле заявила о себе шестая всероссийская мусульманская организация – Исламский объединенный центр мусульманских организаций России, которую возглавил лидер «Российского исламского наследия» – некогда дружественной муфтию Равилю Гайнутдину общественной организации Шавкат Авясов. Будучи реально сформированным еще в конце 2010 года, к текущему лету Исламский объединенный центр выстроил свою структуру и обзавелся сайтом, по данным которого в организацию вошли 54 общины. Новая структура уже удостоилась нелестных эпитетов со стороны экспертов Совета муфтиев, у которого она, собственно, общины и отобрала. Судя по географии деятельности Исламского объединенного центра и его руководству, Шавкат Авясов решил реанимировать ДУМ «Ассоциация мечетей России», некогда основанное опальным бугурусланским муфтием Исмаилом Шангареевым.
Появление шестого игрока в «высшей лиге» муфтиятов внесло дополнительную энтропию в и без того бурную жизнь поволжских мусульман. Этим летом их жизнь всколыхнули события в Едином ДУМ Пензенской области, пожилой председатель которого Аббас Бибарсов решил уйти на покой и передать дела своему соратнику Абдуррауфу Забирову. Такой сценарий не устраивал Совет муфтиев России, поэтому в Пензенскую область прибыли десанты из Саратова и Мордовии во главе с местными гайнутдиновскими муфтиями Мукаддасом Бибарсовым и Рашитом Халиковым. В свою очередь, на помощь Аббасу Бибарсову явились входящий во Всероссийский муфтият муфтий Мордовии Фагим Шафиев и первый заместитель гайнутдиновского муфтия Башкортостана, сын Аббаса и брат Мукаддаса Бибарсова Айюб.
Ожесточенные баталии закончились боевой ничьей, и в Пензенской области появились два «параллельных» муфтия – протеже Совета муфтиев Ислам Дашкин и Абдуррауф Забиров, подчеркнувший свою независимость от Гайнутдина. И это при том, что половина общин области подчиняется представителю Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) муфтию Адельше Юнкину. Новый раскол прошел не только по мусульманским общинам, но и по семье Бибарсовых, глава которой Аббас Бибарсов в сердцах заявил, что у него остался только один сын. Пока ни один из новоиспеченных муфтиев Пензенской области не обратился в местный Минюст за подтверждением своих полномочий, но расклад сил здесь совсем не в пользу Ислама Дашкина.
Тем временем в целом по стране продолжалась начавшаяся полгода назад «реконкиста» ЦДУМ. ДУМ Республики Башкортостан сильно сблизилось с верховным муфтием Талгатом Таджуддином и в любой момент готово заявить либо о возвращении в ЦДУМ, либо о позиционировании себя как независимого от Совета муфтиев организации. В последнее время ЦДУМ восстановило контроль над Курганской областью и Хакасией, а также заметно потеснило Совет муфтиев в Челябинской области, Чувашии и Якутии. На этом фоне неплохо чувствует себя и Всероссийский муфтият, укрепивший свои позиции в публичной сфере и имеющий все шансы включить в свои ряды пензенские общины Абдуррауфа Забирова.