Выступления против режима в Сирии несут в себе потенциал межобщинного противостояния.
Фото Reuters
Последние три месяца в Сирии не утихают антиправительственные волнения, жертвой которых, даже по сообщениям официальных СМИ республик, уже стали сотни человек. Беспорядки, начавшиеся 18 марта с.г. под лозунгами «Аллах, Сирия, свобода!», были в конце июня поддержаны известным исламским богословом, членом высшего совета исламских ученых Саудовской Аравии шейхом Салехом аль-Лухайданом. В своем видеообращении шейх аль-Лухайдан призвал сирийцев к джихаду против «атеистического режима» Башара Асада. Отдельно саудовский богослов упомянул религиозную группу алавитов, или нусайритов, живущих в Сирии: «Эти сирийские нусайриты – те, о которых богослов шейх аль-Ислам ибн Таймия говорил, что джихад должен идти против них в первую очередь... именно они помогли партии «Баас» создать правящий режим в Сирии и дали Хафизу Асаду офицеров его армии», которые сейчас подавляют беспорядки.
Алавиты в истории: непонимание и преследования
Сами представители этой религии называют себя алавитами, то есть последователями Али, первого шиитского Имама, кузена и зятя Пророка Мухаммеда. Другое названвие - нусайриты. Существуют две разных версии этимологии этого слова. Одни исследователи настаивают на том, что оно происходит от имени шиитского проповедника Нусайра ан-Намири (ум. в 850 году), другие считают его искаженным эпитетом «назрани» («христиане»), подчеркивая тем самым преемственность алавитов от одной их христианских сект и определяя их как «малых христиан».
Как известно, пятью столпами ислама являются: исповедание единобожия (таухид); пятикратная ежедневная молитва; милостыня в пользу бедных (закят); паломничество в Мекку (хадж); пост в месяц Рамадан. Алавиты добавляют к этим столпам джихад (усилие в вере, необязательно подразумевающее насильственную борьбу с немусульманами) и почитание Али. Причем их проповедники говорят о необязательности первых двух столпов и абсолютном приоритете шестого и седьмого.
В ходе своей долгой и нелегкой истории алавиты не раз подвергались жестоким религиозным преследованиям. В 1097 году крестоносцы, пришедшие на Ближний Восток, истребили значительную часть алавитов, но затем, услышав о том, что соседи не считают их настоящими мусульманами, начали оказывать им поддержку. В эпоху правления в Египте и Сирии мамлюков (1260–1516) алавиты подвергались тяжелым гонениям. В 1320 году известный мусульманский теолог из Дамаска Ибн Таймия, которого многие исследователи считают предтечей идеологов ваххабизма, издал фетву против алавитов, определив их как «больших неверных, чем христиане и евреи, больших, чем даже идолопоклонники». В своих проповедях он оправдывал убийства алавитов и разорение их жилищ.
Еще более мрачные времена для алавитов настали после захвата арабских стран турками-османами. В 1519 году турецкий султан Селим Грозный санкционировал гонения против алавитов и даже их массовые убийства. Начиная с XVII века отношение к алавитам начало несколько смягчаться, но преследования периодически возобновлялись с новой силой. Даже в относительно гуманном XIX веке дважды, в 1870 и 1877 годах, в Османской империи вспыхивали антиалавитские погромы.
Не случайно алавиты неоднократно поднимали антиосманские восстания и даже сближались с традиционными противниками турок. Алавитский шейх Насиф Нассар был союзником Российской империи в славное для русского оружия время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. В ходе войны Екатерина II направила эскадру под командованием графа Алексея Орлова в Средиземное море для борьбы с турецким флотом и поддержки антитурецкой борьбы греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 года русская эскадра, штаб-квартира которой находилась на острове Парос, осуществляла полный контроль восточной части Средиземного моря.
Причиной нелюбви суннитских ортодоксов к алавитам являются их странные для окружающих религиозные доктрины. Необходимо отметить, что религия алавитов – эзотерическая. Их шейхи неохотно посвящают чужаков в теологические тонкости, однако основные черты вероучения все же известны.
Во-первых, это трактовка алавитами проблемы богоявления (теофании). Как известно, ортодоксальный суннизм устанавливает непроходимую грань между Творцом и творением, отрицающую всякие промежуточные инстанции. Алавиты же постулируют троекратную теофанию в каждом пророческом цикле: проявленное богоявление, скрытое богоявление и ворота (баб), ведущие к истине. В ходе предпоследнего цикла проявленной теофанией был Иисус Христос, а скрытой – апостол Петр. В ходе последнего цикла проявлением был Пророк Мухаммед, сокрытием – имам Али, а вратами – сподвижник Мухаммеда Салман Фарси.
Во-вторых, почитание алавитами христианских священных книг (в частности, Евангелия) наравне с Кораном. Все мусульмане почитают Иисуса как пророка Ису, однако чтение Евангелия является обязательным только для алавитов.
В-третьих, их терпимое отношение к вину. Коран строго запрещает употребление алкоголя, но у алавитов винопитие является не только дозволенным, но и употребляется при обрядах, похожих на христианскую евхаристию.
В-четвертых, вера в реинкарнацию. Алавиты верят, что хулители имама Али после смерти воскреснут в телах животных.
Судя по всему, алавитское вероучение является синтезом шиитского ислама с древними гностическими верованиями, процветавшими на Ближнем Востоке в первые столетия нашей эры. Ведь именно на территории Египта и Сирии были больше всего популярны доктрины гностических учителей Валентина, Василида и Саторнила, проповедовавших периодическое воплощение Бога в одном из пророков-учителей и переселение душ.
Особенности вероучения и богослужения алавитов всегда вызывали подозрения у мусульманского большинства. Фото Reuters |
Путь к вершинам власти
Религиозные преследования закончились с приходом в Сирию французов, оккупировавших эту страну в соответствии с соглашением Сайкс-Пико 1916 года после поражения Турции в Первой мировой войне .
В настоящее время алавиты составляют 12% населения Сирии. По некоторым данным, они составляют и большинство населения в соседней турецкой провинции Хатай. Места их компактного расселения находятся на морском побережье около городов Тартус и Латакия и в близлежащих горах.
Во время нахождения Сирии под французским мандатом (1920–1946) Париж опирался в стране на религиозные меньшинства: христиан, алавитов и друзов. Впервые для алавитов был открыт путь в полицию, армию и службу безопасности, чем многие из них воспользовались.
После достижения Сирией независимости власть снова перешла к суннитскому большинству. Однако сунниты, занятые внутренними разногласиями, упустили одну важную вещь. В новой сирийской армии на командных постах находились сунниты, но низшие офицерские должности стали замещаться алавитами из крестьянских семей. Другим большим подспорьем для алавитов стало образование в 1947 году партии «Баас». Ущемленные в правах алавиты сразу же стали сторонниками этой партии, выдвигавшей требования секуляризма, социализма и арабского национализма. Не случайно основателями партии с лозунгом «Бог для каждого, а нация для всех» стали мусульманин Салах Биттар и христианин Мишель Афляк.
В 1963 году в результате переворота баасисты пришли к власти в Сирии. Новый лидер страны генерал Амин аль-Хафиз (сам суннит по вероисповеданию) организовал в армии масштабные чистки, ставя своих сторонников-алавитов на генеральские и полковничьи должности.
Уже в 1970 году в результате нового переворота министр обороны Сирии, военный летчик Хафиз Асад стал главой государства. На этот раз всерьез и надолго.
Ударная сила режима
Асад, сам будучи алавитом, постарался обеспечить своим единоверцам господствующее положение в армии и других силовых структурах. Сирийская армия комплектуется как из призывников, так и на контрактной основе. По данным американского аналитического агентства STRATFOR, большую часть 200-тысячного контингента контрактников, а это самые элитные подразделения сирийской армии, составляют алавиты.
Вообще, 70% сирийских офицеров являются алавитами. Представителями алавитских кланов полностью укомплектована Республиканская гвардия, которой командует брат нынешнего президента Башара Асада Махер. Генералы-алавиты командуют наиболее значимыми корпусами сирийской армии: Дамаскским, отвечающим за оборону страны со стороны израильской границы, и корпусом Забадани, стоящим на границе с Ливаном. Третьим корпусом в Алеппо командует генерал-суннит, потомок сирийских черкесов.
Однако Хафиз Асад прекрасно понимал, что без поддержки основных сирийских религиозных групп он никогда не сможет спокойно править страной. И если алавиты заняли доминирующее положение среди силовиков, то их место в экономике страны продолжает оставаться скромным. Здесь по-прежнему преобладает суннитская буржуазия. К ней относится, в частности, влиятельная семья Махлюфов. Ее представитель Рами Махлюф является богатейшим бизнесменом Сирии. До недавнего времени он исполнял обязанности министра экономики. Требования его отставки в связи с обвинениями в коррупции стали одной из причин начала антиправительственных выступлений. Многолетним соратником Асада-старшего по управлению государством был суннит, генерал Мустафа Тлас.
Хорошее положение при баасистах приобрело и христианское меньшинство, активно представленное в экономике и культуре Сирии. По существу, политика баасистов заключалась в том, чтобы не противопоставлять одни религиозные группы другим, но привлекать в свои ряды наиболее способных и перспективных представителей всех общин.
Исключением в политике терпимости и межрелигиозного мира, проводившейся Хафизом Асадом, было жестокое подавление выступлений исламских фундаменталистов в городе Хама в 1982 году. Однако здесь побудительным мотивом Асада выступал здравый смысл. В условиях отсутствия в Сирии гражданского общества это восстание непременно переросло бы в гражданскую войну.
Так же и нынешние антиправительственные выступления могут перерасти в гражданскую войну. Как это бывает, мы видим на примере соседнего Ирака. В этой стране, где еще недавно уживались представители всех религий, после американской оккупации не стихает гражданская война между суннитами и шиитами. Две трети ранее многочисленной христианской общины Ирака покинули родину, а оставшиеся живут в обстановке террора. К сожалению, в случае обвала нынешней государственной власти подобная ситуация может повториться и в Сирии.