0
2966
Газета Политика Интернет-версия

19.05.2010 00:00:00

Войны хитрецов

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко - президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Тэги: иран, бомба


иран, бомба Во все времена иранские политики вели с западными державами очень тонкую политику.
Али-Кули Джаббадар. Шах Сулейман и придворные. 1670 г. СПб., Российская национальная библиотека

При обсуждении вопроса об иранской ядерной бомбе сталкиваются две разные политические культуры. Западная – рациональная, требующая ясных и однозначных ответов на поставленные вопросы и осуществляющая стратегическое планирование на основе по возможности достоверных фактов, коими являются и сведения об однозначных планах иранского руководства. С другой стороны – исламская политическая культура, базисом которой является использование изощренных хитростей и их комбинаций. И еще одно принципиальное отличие: западные политики ответственны перед своими гражданами и остерегаются быть пойманными ими на лжи, иранские – отвечают перед Аллахом, который запрещает лгать (араб. и перс. «кизб»).

Вечная война – вечный обман

Во всех школах исламского шариата, который является одновременно правовой и этической системой, величайшую роль играет вербальная квалификация действий и поступков – проще говоря, то, как они называются с использованием слов и выражений, взятых из Корана или из Сунны либо выработанных факихами – мусульманскими правоведами. Кроме однозначного понятия лжи («кизб») существует множество других понятий, обозначающих иные виды обмана, позволяющие обходить религиозный запрет на ложь.

Начнем с элементарного. У иранских шиитов есть принцип «такийя» (букв. «осмотрительность»; слово однокоренное с «таква» – «благочестие», «богобоязненность»), который позволяет шииту в случае какой-то опасности скрывать свою истинную веру и даже утверждать, что он – суннит. Либо скрывать свои политические взгляды и цели.

К тому же хитрость, обман, введение противника в заблуждение не только не запрещены, но и рекомендованы. В Коране Аллах называется «лучшим из хитрецов»: «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов» (3:47); «лучшим из ухищряющихся»: «Вот ухищряются против тебя (Пророка Мухаммада. – «НГР») те, которые не веруют, чтобы задержать тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах – лучший из ухищряющихся!» (8:30). «...Ведь Моя хитрость прочна» (7:182); «... ведь кознь Моя крепка» (68:45). «Они ведь замышляют хитрость. И Я замышляю хитрость» (86:15–16). «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их» (4:141). «┘У Аллаха – вся хитрость» (13:42).

В достоверном хадисе Пророк Мухаммад сказал: «Война – обман» (Аль-харб худ▒а). Если любые проявления конфликтности и враждебности метафорически трактовать как «войну» (говорят же: «торговые войны», «дипломатические войны» и т.п.), то тогда обман допустим и рекомендован едва ли не в постоянном режиме. И не являются ли действия иранцев по созданию конфликтной атмосферы вокруг собственной ядерной программы формированием условий для религиозно-этической легитимизации обмана МАГАТЭ и мирового сообщества?

Говорить обиняками

Если грубая ложь по принципу «говорить на белое черное» по шариату запрещена, то есть «мягкая» форма – прием «таврия» («говорение обиняками»): употреблять иносказания, недоговоренности, двусмысленные выражения, которые можно понять и так, и этак; говорить своего рода «ситуационную правду» или «частичную правду» либо, употребляя слово, подразумевать его общий смысл, а не частный или наоборот; давать собеседнику свободу интерпретаций под его личную ответственность; подразумевать в уме (который, не будем забывать, контролируется Аллахом) некое истолкование собственных слов, которое не совпадает с тем, что может или должен по этому поводу думать собеседник.

Все без исключения высказывания иранских должностных лиц по поводу перспектив ядерной программы и ее военной компоненты сформированы по принципу «таврия» – «говорение обиняками». Если проанализируем все их высказывания и заявления, мы не найдем в них прямого и однозначного утверждения или обязательства не создавать ядерную бомбу (как, впрочем, и обещания или угрозы ее создать).

Недавно вице-президент Исламской Республики Иран, глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи на страницах одной российской газеты выступил с заявлением, которое кто-то мог бы воспринять как отказ от создания ядерной бомбы: «Наш духовный лидер аятолла Али Хаменеи объявил, что создание такой бомбы незаконно и противоречит исламу. Ядерная бомба – это харам (в мусульманском праве «грех, запретное». – «НГР»). Это касается и ее использования, и хранения. Если наш духовный лидер так говорит, то неужели вы думаете, что мы будем нарушать его предписания?»

Перечитайте этот абзац. Здесь ведь не сказано четко и однозначно, что иранцы не будут создавать ядерную бомбу. Я бы никому, кто озабочен проблемой иранской ядерной бомбы, не рекомендовал расслабляться после подобных заявлений.

Сегодня – «харам», завтра – «халяль»

Теперь о том, что ядерная бомба – «харам» (нечто «запретное» для мусульман). Сегодня – «харам», завтра – «халяль» («разрешенное»). У шиитского духовенства есть очень удобный принцип: «учет условий времени» (перс. «шарт-э заман»), который позволяет с чистой совестью издавать фетвы противоположного содержания по одному и тому же вопросу.

Весьма любопытная история произошла с икрой осетровых рыб, которую иранцы добывают в Каспийском море. В 1979 году, имея целью изъятие икорного производства из рук тогдашних владельцев, имам Хомейни своей фетвой запретил производство и потребление икры, назвав ее запретной («харам») для мусульман. Однако через несколько лет, когда хомейнистское духовенство получило возможность контролировать этот сектор иранской экономики, Хомейни издал специальную фетву, полностью противоположную по смыслу более ранней, разрешающую правоверным мусульманам производить и употреблять осетровую икру.

Очень вероятно, что «условия времени» хоть завтра-послезавтра изменятся, и либо сам нынешний рахбар – духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, либо тот, кто будет рахбаром на тот момент, издаст фетву, разрешающую и предписывающую создание ядерной бомбы.

Как добро превращается во зло, Свет – во Тьму, а мирный атом – в военный

Пока суд да дело, в Иране постепенно формируются технологические условия для создания ядерной бомбы. Происходит это без четко заявленной цели и однозначно выраженной воли – как бы «само собой».

Воспроизводится парадигма действия и прием мышления, который является адаптацией к политической реальности принципа «эманации» (араб. «файд», перс. «файз»), в соответствии с которым, по мнению шиитских философов, был создан мир. По этой концепции, источником мира является вечный, нетелесный и ни в чем не нуждающийся Аллах – «Свет Небес и Земли». Исходя («эманируя») и опускаясь со ступени на ступень и все далее отходя от своего Божественного Первоисточника, этот Свет все более огрубляется и «отелеснивается», пока не превратится в свою противоположность – тварный мир, в котором живут такие отвратительные существа, как свиньи и скорпионы, и присутствуют Тьма и Зло. Важный момент: это истечение – не результат акта воли Аллаха, так как Аллах не имеет желаний. Ведь желание – это проявление нужды, а Аллах ни в чем не нуждается. В шиитской теологической и философской мысли концепция «эманации» играет, кроме всего прочего, роль теодицеи: Аллах не сотворил Зло, реально существующее в мире, и не имел такого намерения.

Прилагая эту шиитскую философско-теологическую парадигму к процессу нуклеаризации Ирана, можно предположить, что в некой «высшей точке» ее находится «мирный атом», который вполне может ассоциироваться со Светом, играющим в шиитской мысли исключительно важную роль. И предполагается некая «низшая точка» противоположности «мирного атома» – «немирный атом» (ядерная бомба), сформулированного желания создать которую сейчас у иранцев может и не быть, но в которую «мирный атом» постепенно, поэтапно, путем «эманации» и как бы «сам собой» не может не превратиться. И никакой вины перед Аллахом за иранцами не будет: ведь все получилось как бы без их желания и независимо от их воли.

Два арбуза в одну руку

Но и это еще не всё. Анализ деклараций иранского руководства и его реальных действий на внешнеполитической арене в свете традиций исламской политической культуры показывает, что иранцы реализуют стратегию, которая может быть названа «Два арбуза в одну руку» – по персидской пословице «В одной руке два арбуза не удержать».

Они ведут две игры-вызова, за которыми западные политики не могут уследить и на которые не могут одновременно дать адекватный ответ и вынуждены, попеременно отвечая то на один, то на другой вызов, подыгрывать другому вызову. Хитрость в том, что эти игры, имея реальные политические цели, в то же время выполняют функцию отвлекающих маневров один относительно другого и служат средством политического торга и возможного размена.

Первый проект – нуклеаризация Ирана, превращение страны в державу «полного» ядерного цикла, позволяющего создать ядерную бомбу.

Второй проект – иранская экспансия в районе Большого Ближнего Востока, создание с использованием шиитских меньшинств в разных странах «шиитского полумесяца», который бы превратил Исламскую Республику в ядро сателлитных территорий в Ираке, Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Йемене, Бахрейне и т.д.


Духовные лидеры Ирана не говорят четко и однозначно, что Исламская Республика не намерена создавать ядерную бомбу.
Фото Reuters

Яма для хитреца

Как работает механизм «два арбуза в одну руку»? Как только мировое сообщество в очередной раз сосредотачивается на нуклеаризации Ирана и перспективах создания иранской ядерной бомбы, Иран совершает резонансные и не всегда с позиций здравого смысла объяснимые действия. Вместо того чтобы дружить с арабскими соседями против Израиля и США, он проявляет провокационную враждебность. Проиранская «Хезболлах» на юге Ливана, который «осваивается» иранскими Стражами исламской революции, дает понять, что вооружается ракетами дальнего радиуса действия, которые могут достать не только Израиль; в вызывающей форме временно оккупирует участки нефтяного месторождения Эль-Факка в Ираке (на которые Иран никогда ранее не претендовал); заявляет (устами советника Верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи – Натега Нури), что «Бахрейн в прошлом являлся одной из провинций Ирана»; инициирует оживление шиитских повстанцев-хуситов на Аравийском полуострове, которые «треплют» даже Саудовскую Аравию (к слову сказать, восточная провинция Эль-Хаса в Саудовской Аравии населена в основном шиитами, и саудовцы крайне болезненно воспринимают использование Ираном «шиитского фактора» в Аравии); проводит военно-морские маневры у трех островов в Заливе (иранцы называют его Персидским, арабы – Арабским), которые Объединенные Арабские Эмираты считают своими, а Иран оккупировал их в 70-е годы прошлого века, и т.д. и т.п. Важно иметь в виду, что эти провокативные и, по нашей гипотезе, отвлекающие действия имеют вполне реальные результаты – иранскую экспансию в регионе Большого Ближнего Востока.

При этом Иран использует еще одну хитрость для отвлечения внимания международного сообщества от «иранизации» региона. Исламская Республика на постоянной основе инициирует отвлекающие PR-компании с обличениями «сионистского образования» (Израиля), оккупирующего арабские территории. Правда, аравийские монархии Персидского залива, подозревающие Иран в эспансионистских намерениях и действиях, – тоже хитрецы немалые, ведь они – носители той же исламской политической культуры. И они эту хитрость хорошо видят. В последнее время министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов неоднократно и публично сравнивал оккупацию Ираном трех островов с оккупацией Израилем арабских территорий.

Кажется, к ситуации, которая сложилась на Большом Ближнем Востоке, вполне приложима арабская поговорка: «Хитрец сам упал в яму, которую выкопал». Глядя на иранские «отвлекающие маневры» геополитического плана, арабы рассуждают следующим образом: Иран нуждается если не в поддержке, то в нейтралитете аравийских монархий, но ведет себя так вызывающе, когда у него нет ядерной бомбы, так что же будет, когда и если он ядерной бомбой обзаведется? На Ближнем Востоке формируется израильско-аравийский консенсус по Ирану. К слову сказать, хитрецы аравийцы очень хотели бы разделаться с Ираном руками израильтян, как они разделались руками американцев с саддамовским Ираком – вечным и в прошлом мощным конкурентом тех же аравийских монархий. Они, кажется, готовы предоставить свое воздушное пространство для израильских самолетов, в случае если те полетят бомбить иранские ядерные и неядерные объекты.

Происходящая в реальности поэтапная нуклеаризация Ирана играет роль своеобразной «красной тряпки», которую хитрые иранцы выбрасывают тогда, когда нужно отвлечь внимание от непрекращающегося процесса создания ими «шиитского полумесяца». Они сообщают мировому общественному мнению в точно выверенные моменты, что вводят в строй всё новые заводы по обогащению урана, объявляют себя членом «ядерного клуба», рассказывают, что довели уровень обогащения урана до такого, который приближает создание ядерной бомбы, вбрасывают в СМИ факты закупок ядерного оборудования на «черном рынке» и т.п. Отвлекая внимание от экспансии на Большом Ближнем Востоке, Исламская Республика одновременно реализует свои действительные цели: мировое сообщество готово способствовать нуклеаризации Ирана на льготных условиях, только бы он отказался от ядерного оружия. Но Иран не отказывается: он превратил свою еще не созданную ядерную бомбу в орудие шантажа и торга в духе персидского базара.

Изощренная хитрость – создание связки между нуклеаризацией Ирана и «шиитским полумесяцем» как реальных проектов и в то же время отвлекающих маневров – может привести к тому, что манипулирование ядерной бомбой как жупелом и двусмысленное выражение отказа от ее производства будет оплачено Соединенными Штатами разрешением Ирану осуществлять экспансию на Большом Ближнем Востоке. От США поступают сигналы о признании ими «региональной роли» Ирана. Американцы намекают, что ни в Ираке, ни в Афганистане нельзя решить проблемы без Исламской Республики и т.п. Ни в коем случае нельзя исключать, что США готовы «расплатиться» с Ираном арабскими странами за его отказ от производства ядерной бомбы. Ухудшение отношений США с Израилем при Бараке Обаме демонстрирует, что американцы не имеют «вечных» союзников. Вполне вероятно, что США и Иран ведут секретные переговоры: еще со времен подготовки ввода войск в Ирак остались связи между американскими спецслужбами и иранскими аятоллами, которые вместе готовили ударный противосаддамовский кулак из шиитов «Высшего совета исламской революции в Ираке», и не только. Кстати сказать, и эта ситуация подталкивает друг к другу Израиль и аравийские государства, которые должны искать защиты от общей опасности в опоре на собственные силы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1481
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1397
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1316
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1244

Другие новости