На решение израильского правительства палестинская молодежь ответила акциями протеста.
Фото Reuters
Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху включил Пещеру патриархов в Хевроне и мавзолей Рахили в Вифлееме в список объектов археологического наследия Израиля. Эти святыни почитаются не только иудеями, но и мусульманами и христианами, однако расположены на территории Палестинской автономии.
Пещера патриархов, где, по преданию, погребены библейские прародители еврейского народа Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия, находится в центре палестинского города Хеврон. С одной стороны к святыне примыкает небольшое, но сильно укрепленное еврейское поселение, а с другой стороны к древнему мавзолею лепится арабский квартал. Помещение разделено на мусульманскую и иудейскую молельни.
Могила Рахили расположена при въезде в Вифлеем, рядом с блокпостом израильской армии. Водители автомобилей, приезжающие из Иерусалима и ждущие своей очереди перед воротами высокой стены, опоясывающей на много километров палестинские территории, могут видеть купол построенного на месте погребения Рахили мавзолея, возвышающийся над колючей проволокой.
Чего же в решении Нетаньяху больше – заботы о сохранности исторических памятников или политической борьбы, где святыни служат идеологическим обоснованием права на спорные территории?
Вокруг Пещеры патриархов постоянно вспыхивают стычки между арабами и поселенцами, особенно во время праздников, когда вход в здание для мусульман ограничен. Многие в Израиле и в Европе опасались, что заявление Биньямина Нетаньяху вызовет новую вспышку насилия. Действительно, в конце февраля произошли столкновения между радикальной палестинской молодежью и израильской военной полицией в Хевроне и в Иерусалиме.
Решение изральского премьера осудили и официальные власти в Рамалле. Глава палестинской администрации Махмуд Аббас назвал заявление Нетаньяху «грубой провокацией, которая может привести к священной войне». Один из соратников палестинского лидера Ясер Абед Раббо сказал западным журналистам, что теперь «будет трудно, если не невозможно, возобновлять серьезные переговоры».
В свою очередь, президент Израиля Шимон Перес заявил, что речь идет только о восстановлении обветшавших мавзолеев. Французская газета Le Monde поместила статью, где эти слова Переса подвергаются сомнению. Издание утверждает, что ни Пещера патриархов, ни мавзолей Рахили не нуждаются в реставрации. Оба сооружения недавно отремонтированы. Именно поэтому, подчеркивается в публикации, эти объекты сначала были исключены из списка объектов археологического наследия, однако в последнюю минуту под давлением партии ультраортодоксальных евреев – выходцев из стран Востока ШАС вновь внесены в список. «Такая уступка крайне правым клерикалам, тем более безосновательная, так как правящей коалиции не грозит распад, является одним из жестов, которые премьер-министр время от времени делает в направлении поселенцев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она раздражает палестинцев, считающих ее частью политики сознательной «иудаизации» святых мест», – отмечает Le Monde.
Министр национальной инфраструктуры Израиля Узи Ландау косвенно подтвердил эти подозрения французских журналистов, более откровенно, чем Шимон Перес, прокомментировав решение премьер-министра и последовавшие за ним беспорядки в Хевроне и Иерусалиме. «Как объяснить справедливость сионистской идеологии, как объяснить саму идею возвращения на землю предков, если не считать эти памятники частью нашего исторического наследия? – сказал Узи Ландау. – Начиная с 1967 года, с тех пор как Израиль вернул земли, принадлежавшие ему с библейских времен, мы тщательно следим за возможностью свободного совершения религиозных обрядов для приверженцев всех конфессий. Неадекватная реакция палестинцев, лишний раз доказывающая, что в случае изменения геополитических реалий они не собираются сохранять святые для еврейского народа места и не намерены допускать к ним евреев, должна вызывать серьезную озабоченность у тех, кто стремится к миру. Так мира не достичь», – заключил израильский министр.
Недоверие к возможности и желанию палестинской администрации сохранять историческое наследие еврейского народа выразил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. «Мирный процесс реально провалился, и вопрос не в том, как американская администрация будет обустраивать палестинское государство, а в том, в какой момент эта великая афера рухнет, – сказал в разговоре с корреспондентом «НГР» Евгений Сатановский. – Поскольку израильское правительство больше не надеется на близкий мир, оно приняло это решение, причем в чрезвычайно усеченном варианте. За рамками этого списка осталось колоссальное количество памятников, которые нуждаются в охране. Были надежды, что за этими памятниками будет смотреть палестинская администрация. Но мы знаем, что произошло с гробницей праотца Иосифа».
Действительно, мавзолей над предполагаемым местом захоронения патриарха Иосифа, находящийся в окрестностях палестинского города Наблус (арабское название библейского города Шхем), был разрушен арабами в первые же дни во время «интифады Аль-Акса» в 2001 году, а служивший при святыне раввин убит. В дальнейшем это место также осквернялось. Так, в апреле прошлого года стены сооружения оказались исписаны свастиками. На лентах мировых агентств периодически появляются сообщения, что надругательствам подвергается еврейская часть Пещеры патриархов в Хевроне, когда на время Рамадана ее передают в распоряжение палестинцев.
«Все эти места имеют святость для мусульман только по одной причине – это еврейские святые места», – уверен Евгений Сатановский. Когда обостряется конфликт между израильтянами и палестинцами, мусульмане словно забывают, что должны так же почитать эти святыни, как могилы пророков Ибрагима и Юсуфа. Для них еврейские гробницы становятся символами власти политического врага. По мнению Сатановского, список памятников археологического наследия Израиля призван в том числе пресечь уничтожение свидетельств о пребывании евреев в Святой земле в библейские времена.
Однако председатель Российского общества исламоведов Тауфик Ибрагим постарался убедить корреспондента «НГР», что могилы библейских патриархов обладают большей святостью для мусульман, чем для иудеев. «Авраам, Исаак и Иаков, которых мы называем Ибрагим, Ицхак и Якуб, – наши пророки», – сказал профессор Ибрагим, обратив внимание, что даже его фамилия образована от имени общего праотца еврейского и арабского народов. «Для иудеев они только патриархи, а для нас пророки. Ибрагим для мусульман значит больше, чем для иудеев и христиан, ведь с ним связана величайшая святыня ислама – Кааба. То же можно сказать и о его сыновьях. Многие мусульмане придерживаются неверного мнения, что Авраам собирался совершить жертвоприношение не Исаака, а Измаила, но это заблуждение», – добавил исламовед, сравнивая библейские и коранические предания.
Тауфик Ибрагим также рассказал, что до возникновения Государства Израиль в 1947 году мусульмане во время хаджа посещали не только Мекку и Медину, но и Иерусалим и гробницу пророков в Хевроне. Это был необязательный, но традиционный элемент паломничества, потому что путь в Аравию пролегает через эти земли. Пещера патриархов в Хевроне имеет статус четвертой по значимости святыней для мусульман. «Жаль, что святыни, которые должны объединять иудеев, мусульман и христиан, только еще больше разделяют их», – с грустью сказал Тауфик Ибрагим.
Действительно, наш вопрос о религиозных памятниках Святой земли заставил вступить в заочный спор даже уважаемых экспертов, живущих вдали от Ближнего Востока. Что уж говорить о непосредственных участниках многолетнего конфликта вокруг духовного наследия библейских мест! Горячие точки, формирующиеся вокруг спорных святынь, должны служить напоминанием тем, кто поднимает вопрос о перераспределении прав на памятники истории и религии, рискуя вызвать жаркий хамсин вражды даже в самом умеренном климате.