Неистовый фюрер "Нации ислама" Луис Фаррахан.
Фото www.africawithin.com
Во время недавней избирательной кампании Барака Обамы около года назад большое внимание привлек его публичный разрыв с Джеремией Райтом – пастором Объединенной церкви Христа (ОЦХ), чей приход в Чикаго чернокожий кандидат в президенты, а до этого сенатор от Иллинойса посещал с 1980-х годов.
«Боже, прокляни Америку!»
Джеремия Райт совершал бракосочетание Обамы, крестил его дочерей и даже благословил своего «духовного сына» на участие в президентской гонке. Причиной же публичного отречения от него «духовного сына» стало обнародование американскими телеканалами видеосъемок проповедей Райта перед своей паствой (тоже в основном афроамериканской). Видео потрясло американцев. В своих проповедях Райт отнюдь не благословлял Америку, он говорил: «Правительство дает нам наркотики, строит для нас все большие тюрьмы, ужесточает законы – и хочет, чтобы мы после этого говорили: «Боже, благослови Америку»? Нет, нет, нет! Боже, прокляни Америку – вот что написано в Библии! За то, что она убивает невинных, за то, что относится к своим гражданам не по-человечески».
Для большинства американцев теракты 11 сентября 2001 года – чудовищное неспровоцированное нападение исламистов. Но у Райта было свое видение: «Мы бомбили Хиросиму и Нагасаки, мы поддерживали террористические акты против палестинцев и черного населения Южной Америки, а теперь мы негодуем, что то, что мы делали в других странах, произошло у нас дома».
Приход Райта, настоятелем которого он был в течение 36 лет, – один из крупнейших в Чикаго, он насчитывает около 8500 прихожан. Уйдя в начале 2008 года на пенсию, пастор остался заметной фигурой афроамериканского истеблишмента. В январе 2009 года, в день рождения Мартина Лютера Кинга, он выступил с проповедью в вашингтонском Университете Говарда, основанном после Гражданской войны в XIX веке для обучения чернокожих. В одном из интервью, которое пастор дал журналистам в июне 2009 года, говоря о причинах разрыва с ним Обамы, пастор обвинял евреев, которые запрещают президенту США общаться с ним┘
Позиция Райта мало отличается от позиции ОЦХ в целом. Так, в начале 2008 года в статье, опубликованной в журнале American Thinker, были приведены многочисленные заявления Райта по поводу Израиля, который он обвиняет в расизме и призывает забрать оттуда все иностранные инвестиции. Еще в июле 2005 года высший орган ОЦХ – Генеральный Синод – на своем совещании в Атланте принял официальное решение ввести «экономические санкции» против Израиля путем давления на американские компании, акциями которых владеют ее прихожане. Впрочем, это скорее декларативный шаг, так как прихожан у ОЦХ не так уж много – согласно ежегодным отчетам Национального совета Церквей США, среди ее Церквей по числу прихожан ОЦХ со своими 1,2 млн. занимает одно из последних мест, далеко уступая американским приходам Римско-Католической Церкви (67,5 млн.) или Южной баптистской конференции (16,5 млн.).
Объединенная церковь Христа сравнительно молода – возникла она в 1957 году в результате объединения нескольких реформатских Церквей. Следствием вскоре принятого в ней «Положения о вере» стала гипертрофированная «широта подходов», позволившая ей уже в 1972 году первой начать посвящать в сан гомосексуалистов. В 2005 году на том же заседании, на котором было решено о введении санкций против Израиля, Генеральный Синод ОЦХ одобрил и однополые браки. «Не важно, кто вы или куда вы идете по жизни, вам здесь рады», – именно с таким лозунгом действует ОЦХ, стараясь привлечь к себе всех тех, кто ощущает себя в американском обществе и его традиционных Церквах не очень уютно. Работа с африканцами – один из ее приоритетов, ОЦХ работает с ними даже за пределами Соединенных Штатов, являясь одним из основных спонсоров протестантских Церквей в Африке, например, в той же Кении – на родине отца Барака Обамы.
В общем, это довольно специфическое религиозное образование, так что появление среди его региональных лидеров людей, подобных Джеремии Райту, неудивительно.
«Черный ислам» за решеткой
В свое время американские СМИ отметили и другое шокирующее обстоятельство в деятельности пастора Райта – его тесные отношения с лидером расистской организации «Нация ислама» Луисом Фарраханом. Звезда Фаррахана, бывшего популярного певца, взошла над американским политическим небосклоном 16 октября 1995 года, когда он устроил в Вашингтоне «марш миллиона черных мужчин» (на который, по данным полиции, со всех концов страны собрались 400 тыс. афроамериканцев). Райт помогал тогда Фаррахану в организации марша, да и позже не забывал – в 2007 году издаваемый им журнал Trumpet («Труба») присвоил Фаррахану премию за заслуги в борьбе за «социальную справедливость».
В свою очередь, лидер «Нации ислама» отправляет своих людей для охраны пастора (в 1984 году точно так же его черные исламисты охраняли кандидата в президенты Джесси Джексона). Несмотря на все свои старания, за несколько десятков лет Фаррахан смог привлечь в свою секту лишь 400 тыс. из более чем 40 млн. афроамериканцев. Причем его приверженцы в меньшинстве даже среди живущих в США чернокожих мусульман, которых в 2000 году было около 1,7 млн. Однако при гораздо меньшем числе своих последователей он нашел свою – и очень своеобразную – нишу.
Ислам Фаррахана никак не связан с традиционным (который исповедуют живущие в США эмигранты из Африки и Ближнего Востока), это закамуфлированный в исламские одежды черный расизм. Черные – избранная раса, черные сделали в древности все культурные открытия, Мухаммед тоже был черным, евреи – порождения дьявола, они были главными врагами «избранных» на протяжении всей истории, торговали рабами в Америке и сейчас господствуют над ними в Вашингтоне. Откровенный экстремизм его секты (а иначе ее не назовешь) оказывается парадоксально востребован┘ в тюрьме. По данным американских исследователей, около 200–300 тыс. афроамериканцев приняли ислам за последние десятилетия, именно оказавшись за решеткой, это и есть основная часть приверженцев Фаррахана. Причина проста – выжить в американском тюремном аду сложно, шанс на это дает лишь защита со стороны какой-либо находящейся там сплоченной группировки. Если белых берут под защиту уголовники из «Арийского братства», то черных – представители «Нации ислама». Так что не случайно боксер Майк Тайсон, попав в 1992 году в тюрьму, сразу же принял ислам по версии Фаррахана (тот даже стал его духовным отцом). Точно так же при угрозе заключения в 2005 году к Фаррахану за охраной обратился Майкл Джексон, а в 2008 году певец тоже принял ислам.
Как и из рядов «Арийских наций», из «Нации ислама» вышло немало стрелков по расово мотивированным целям. Хотя бы тот же знаменитый вашингтонский снайпер – Джон Аллен Мухаммед, в 2002 году убивший в окрестностях Вашингтона из снайперской винтовки десятерых и тяжело ранивший троих человек (он готовил и бомбы для терактов). В свое время он был ревностным членом «Нации ислама» и даже, по некоторым данным, состоял в охране Фаррахана во время проведения «марша миллиона черных мужчин».
Однако за пределами своих религиозных сект и военизированных групп черные расисты остаются в США маргиналами, не поддерживаемыми большинством даже в собственном народе. Перспективные политики, пришедшие к власти в Белом доме, спешат от них отречься, несмотря на узы долгой дружбы┘