Иудеи из Йемена видят в израильском государстве угрозу своей религиозной идентичности.
Фото Reuters
Операция Израиля против ХАМАС вызвала возмущение в мусульманском мире. Многотысячные демонстрации сторонников радикального движения проходят не только в странах Востока, но и в Европе и Америке. Если на Западе между исламистами и обывателями встали полицейские кордоны, то в некоторых арабских государствах ничто не помешало разъяренным толпам обратить свой гнев на самую удобную в данных обстоятельствах цель – немногочисленные сохранившиеся в этом регионе еврейские общины. Так, 5 января прошел погром в Йемене. В округе Омран на севере страны толпа била стекла домов, где проживают евреи.
Йеменские евреи еще не успели отойти от шока после событий прошлого года. Гонения на крохотную общину начались еще в апреле. Тогда боевики клана аль-Хути, оппозиционного правительству страны, разгромили несколько домов, принадлежавших евреям, в северо-западной провинции Саады. Все 67 жителей провинции еврейского происхождения были вывезены в столицу страны, где для них создали охраняемое поселение.
В декабре в йеменском городе Райда исламский фанатик, бывший офицер ВВС, при множестве свидетелей из автомата расстрелял раввина Моше Нагари. Выпустив пять пуль в раввина, он воскликнул: «Это послание еврею от ислама!» Преступник был пойман, над ним начался суд. Экстремист заявил следствию, что убил еврея, чтобы стать ближе к Богу. Правительство объявило это злодеяние одиночной выходкой безумца, тем более что на его счету уже было убийство собственной жены. Однако истинное отношение мусульманского населения к происходящему не заставило себя долго ждать. В середине декабря по городу прокатился еврейский погром. Злоумышленники бросили две ручные гранаты и бутылки с зажигательной смесью в окна лавочек и магазинов, принадлежавших иудеям.
Иудейская община города обратилась к властям за защитой. В ответ президент Йемена Али Адалла Салех сообщил главам общин, что для евреев страны за государственный счет в окрестностях столицы будет построен охраняемый квартал. В последние годы правительство страны заботится о своем международном имидже, но для малочисленной еврейской общины, насчитывающей сегодня примерно 400 человек, не нашло лучшего предложения кроме эмиграции или возвращения в средневековое гетто.
Гонения на евреев в арабских странах трудно объяснить ненавистью к Израилю. Исламисты часто повторяют, что их борьба – против «сионистских оккупантов», а не иудеев, «людей Писания». Но можно ли этому верить?
Оставшиеся в мусульманских государствах иудеи, как правило, разделяют негативное отношение к еврейскому государству. Именно этим объясняется их отказ покинуть родину, несмотря на настороженное отношение к ним мусульманского большинства. Более того, в странах Востока, где сохранились ортодоксальные иудейские общины, прежде всего в Иране и Йемене, уже давно действуют еврейские антисионистские организации.
Самая влиятельная и мощная из них – движение сатмарских хасидов, штаб-квартира которых находится в Нью-Йорке. Известно, что раввин Моше Нагари был как раз представителем этого ультраортодоксального иудейского течения, как и вообще большинство нынешних евреев Йемена. Само название «сатмары» дано по венгерскому местечку Сате Маре (по иронии судьбы оно переводится как сугубо христианское – Санта Мария), отсюда происходит династия сатмарских адморов – духовных лидеров. Сатмары наиболее последовательно отвергают сионистскую идеологию как противоречащую Божественным замыслам. Проживая в большом количестве в Израиле, они не принимают гражданства и игнорируют законы еврейского государства.
Но что общего у выходцев из Восточной Европы с обитателями юга Аравийского полуострова?
«Вот уже лет тридцать в отношении евреев, живущих в Йемене, идет работа, препятствующая их эмиграции в Израиль, – поясняет раввин Арон Гуревич, хорошо знакомый с мировоззрением сатмарских хасидов. – Я наблюдал умонастроения выходцев из Йемена в израильском городе Реховоте, где они компактно проживают, подвергнутые сионистской пропаганде. Достаточно печальная картина. Государственная задача – раскатать всех катком в одну нацию. Йеменское еврейство – уникальное явление. Появление там эмиссаров из Нью-Йорка понятно. Их задача – не дать подменить религиозные ценности, сохранившиеся здесь почти в средневековой чистоте, на фетиш национального государства. Сатмары и сами хотят сохранить тот старый мир европейского еврейства, который был до Холокоста, и в консервативных общинах Востока видят своих единомышленников».
Напомним, что при захвате террористами еврейского религиозного центра в Мумбаи в ноябре прошлого года среди прочих был взят в заложники, а затем убит сатмарский раввин Арье Лейбиш Тейтельбойм. Когда тело убитого было доставлено в Израиль, его родные запретили проводить государственную траурную церемонию. «Зачем пытаться делать из него государственный символ, если он не признавал Израиль?» – гневно заявила семья погибшего. Даже в горе многочисленная семья раввина не пожелала ни на йоту отступиться от своих антисионистских убеждений.
Наконец, широко известно, что на демонстрациях против Израиля среди арабских «арафаток» можно часто заметить черные шляпы и длинные пейсы непримиримых хасидов.
Тем не менее исламские радикалы атакуют евреев вне зависимости от их отношения к «оккупантам». Даже наоборот, иногда преследуя тех, кто разделяет их ненависть к еврейскому государству. Особенно это касается группировок, принадлежащих к так называемой «международной террористической сети». Эту установку подчеркивает второе наименование «Аль-Каиды» – «Международный фронт борьбы с евреями и крестоносцами». Лидеры «международного джихада» неоднократно призывали своих приверженцев преследовать евреев по всему миру: мужчин убивать, а женщин и детей забирать в рабство, как будто для них ничего не изменилось в мире с пятого года Хиджры, когда Мухаммед одолел еврейское племя Бану Курайза.
Умеренные деятели ислама, такие как известный мусульманин из Швейцарии Тарик Рамадан, желая представить ислам как «религию мира», указывают на предписанное Кораном терпимое отношение к «людям Писания». Радикалы находят оправдание своей ненависти к евреям также в священных текстах ислама.
Противоречия в традиционном отношении ислама к иудеям мы попросили прокомментировать ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, профессора Тауфика Ибрагима. «В своей борьбе против Израиля исламисты не выдвигают на первый план богословские аргументы, – говорит Тауфик Ибрагим. – Они заменены чисто политическими обвинениями против израильтян в том, что те оккупанты. Хотя надо отметить, что при этом они ориентируются на мусульманскую аудиторию, а у мусульман в глубине души живет чувство, что иудеи отошли от истинной веры, обида на то, что они не ответили на призыв Пророка Мухаммеда принять ислам».
Обвинения евреев в вероотступничестве (согласно Корану, они исказили изначально «мусульманское» учение Авраама) традиционно позволяли оправдывать насилие против них. Это насилие заключалось в принуждении платить специальный налог на немусульман – джизью, а также признавать над собой политическую власть ислама. Неисполнение этих требований при отказе принять ислам, согласно мусульманской традиции, карается смертью.
В светских мусульманских государствах евреи формально приравнены в правах к другим гражданам. Они освобождены от необходимости носить специальную одежду желтого цвета, как в Средневековье (в напоминание о грехе золотого тельца), и платят только общегражданские налоги. Такое положение дел вызывает гнев исламистов, борющихся не только против Израиля и Запада, но и против собственных светских режимов. В многочисленных фетвах радикальных богословов говорится о необходимости заставить евреев платить дань исламистам, провозгласившим создание нового халифата. Возможно, этой задаче и подчинена кампания запугивания евреев в разных странах, прежде всего состоятельных людей. Кстати, убитый в Йемене раввин Моше Нагари был также бизнесменом и довольно богатым человеком, и после его гибели нападениям подверглись именно торговцы. В народном сознании мусульман и в наши дни царят представления о фантастических финансовых возможностях мирового еврейства. Эти представления питаются из классических источников ислама. Достаточно вспомнить эпизод из «Жизнеописания Пророка Мухаммеда» Ибн Хишама о споре ученого иудея Финхаса и Мухаммеда, в ходе которого иудей похвалялся богатствами своего народа, дающими ему независимость. В ответ на эти похвальбы соплеменникам Финхаса было обещано значительное уменьшение имущества в пользу мусульман и «мучительное наказание огнем».
Сегодня эти еврейско-мусульманские взаимоотношения негласно возрождаются. Иудеям, старающимся сохранить древний уклад жизни общин Востока, похоже, придется привыкать и к этой неприятной стороне возвращения в Средневековье.