На папском престоле Альбино Лучани пробыл всего 33 дня.
Фото с сайта www.papaluciani.com
30 лет назад, утром 29 сентября 1978 года, в 7 часов 27 минут Радио Ватикана передало официальное сообщение: «Сегодня, около 5.30, личный секретарь Папы, против обыкновения не найдя Его Святейшества в личной часовне, вошел в его опочивальню, где нашел его мертвым в постели в сидячей позе, как если бы Папа собирался почитать на ночь. Доктор Ренато Буцонетти, явившийся незамедлительно, констатировал смерть, которая наступила, по его мнению, около 23.00 накануне как следствие обширного инфаркта миокарда».
В тот день скончался Папа Римский Иоанн Павел I. На папском престоле 65-летний Альбино Лучани пробыл всего лишь 33 дня. Глядя на энергичного и улыбчивого Понтифика, никто не мог заподозрить столь скорую кончину. И неудивительно, что о причинах смерти Иоанна Павла I спорят до сих пор. Озвучивается и сенсационная версия: Папа был убит...
Кто убил Папу Римского?
В 1984 году английский журналист Дэвид Яллоп опубликовал ставшую впоследствии бестселлером книгу «Во имя Божие» – расследование обстоятельств смерти Иоанна Павла I. В Советском Союзе она была издана под броским названием «Кто убил папу римского?». Автор был убежден (и считает так до сих пор), что Понтифика убили. Он приводил имена шести заинтересованных в этом людей. Вот они.
Госсекретарь Ватикана кардинал Жан Вийо. Накануне своей смерти Папа якобы ознакомил его с готовящимися перестановками в Курии. Самому Вийо предлагалось подать в отставку вместе с другими иерархами, заподозренными в членстве в масонских ложах. Кардинал принял решение Папы в штыки, равно как и намерение Иоанна Павла I смягчить позицию Церкви по вопросу о противозачаточных средствах.
Архиепископ Чикаго кардинал Джон Коуди. Если верить Яллопу и его источникам, Коуди – отъявленный негодяй и тиран, обиравший свою епархию. Папа Павел VI не решался отправить его на покой. Иоанн Павел I якобы решился на этот шаг.
Епископ Пол Марцинкус по прозвищу Горилла, глава Ватиканского банка (официальное название – Институт религиозных дел). Якобы состоял в масонской ложе. При нем банк оказался вовлечен в мафиозные финансовые аферы и отмывание денег. Став Папой, Альбино Лучани начал расследование деятельности Марцинкуса. Ему грозила отставка.
Роберто Кальви, президент миланского «Банко Амброзиано». Член преступной организации (Яллоп называет ее масонской ложей) «Пропаганда II». В 1982 году он был найден повешенным под лондонским мостом Черных Братьев. Он осуществлял аферы в связке с Марцинкусом. Начатое Папой расследование деятельности последнего грозило Кальви крахом.
Микеле Синдона, сицилиец, нью-йоркский банкир и член мафии. Использовал Ватиканский банк в своих финансовых аферах. Разоблачение Марцинкуса грозило ему тюрьмой.
Личо Джелли по прозвищу Кукольник, создатель и глава преступной организации «Пропаганда II», имевшей своей целью установление контроля ультраправых сил над Италией. С «Пропагандой II» были связаны Марцинкус, Кальви и Синдона.
Шесть человек, по мнению Дэвида Яллопа, могли вступить в сговор с целью убийства Иоанна Павла I – и добились своей цели. Как именно это произошло?
Итак, по официальной версии, тело Папы в 5.30 обнаружил его личный секретарь – Джон Маджи. Смерть Понтифика, по мнению доктора Буцонетти, наступила в 23.00. Дэвид Яллоп, в свою очередь, обвиняет Ватикан во лжи. Он установил (основываясь на информации агентства ANSA и интервью со свидетелями событий), что мертвым Иоанна Павла I обнаружила монахиня, сестра Винченца. В 4.30 она, как обычно, оставила в папском кабинете кофейник с кофе, постучала в дверь спальни Понтифика, произнесла «Доброе утро!» и удалилась. В 4.45 она вернулась и обнаружила, что кофе не тронут. Сестра Винченца забеспокоилась. Она приоткрыла дверь в папскую спальню и, войдя, увидела, что Иоанн Павел I мертв. Он сидел на кровати, приоткрыв рот, а в руках у него были исписанные листки бумаги. Монахиня позвала папских секретарей – Диего Лоренци и Джона Маджи. Последний позвонил кардиналу Вийо. Тот уже в 5.00 засвидетельствовал, что Папа мертв, и наложил на присутствующих обет молчания – вплоть до особого распоряжения.
Как установил Яллоп, бальзамировщики прибыли в Ватикан уже в 5.15 утра. Это противоречило официальной версии об обнаружении тела в 5.30. Радио Ватикана сообщило, что перед смертью Папа читал «Подражание Христу» Фомы Кемпийского, однако та же сестра Винченца утверждала, что видела вовсе не книгу, а листки бумаги. По словам Яллопа, Ватикан не опубликовал официального заключения о смерти Папы. Из спальни Понтифика исчезли некоторые его личные вещи, в частности, бумаги, пузырек с микстурой от высокого давления, очки и шлепанцы. В 6.45 сержант швейцарских гвардейцев встретил неподалеку от Ватиканского банка Пола Марцинкуса – тот, как утверждает Яллоп, подозрительно рано прибыл на работу. Наконец, из бесед с медиками, родственниками и знакомыми Папы английский журналист заключил, что сердце у Альбино Лучани было совершенно здоровым.
Итак, Ватикан скрыл настоящее время обнаружения тела, из спальни исчезли вещи покойного, а сам Папа не жаловался на сердце. Что же случилось? Дэвид Яллоп выдвинул версию отравления Понтифика. Яд был добавлен в пузырек с микстурой. Кардинал Вийо мог быть в курсе преступления (если не он сам совершил его). Он поспешил убрать улики с места преступления: на очках и шлепанцах оставались следы рвоты, указывавшие на отравление. Для этого Вийо понадобилось время – отсюда «5 часов 30 минут» в официальном сообщении Ватикана. Иоанн Павел I не мог скончаться в 23 часа вечера – яд не должен был подействовать мгновенно.
Такова версия Дэвида Яллопа: Иоанн Павел I был отравлен, хотя преступника и не удалось схватить за руку. Впоследствии его «теория заговора» неоднократно подвергалась обстоятельной критике. Одним из наиболее авторитетных критиков Яллопа стал другой британский журналист – Джон Корнуэлл. Впрочем, в своей книге «Вор в ночи» (1989) он выдвигает собственную версию событий, не менее спорную и спекулятивную.
Эмболия легких
Джон Корнуэлл довольно убедительно оспаривает теорию Яллопа. В частности, Яллоп утверждает, что никакого официального заключения о смерти Понтифика не было. Корнуэлл, в свою очередь, воспроизводит в книге текст этого заключения.
Ватикан солгал, заявив, что тело было найдено Джоном Маджи, а не сестрой Винченцой? В этом нет ничего удивительного. Кардинал Вийо посчитал информацию о том, что женщина (пусть даже монахиня, причем пожилая) заходила утром в спальню Папы Римского, скандальной и не пожелал огласки.
Тело было обнаружено в 4.45, а не в 5.30? Эти данные не подтверждаются ничем, кроме ссылки на беседу Дэвида Яллопа с сестрой Винченцой и информацию агентства ANSA. Корнуэлл просил Яллопа показать ему расшифровку беседы с монахиней, но тот отказался. В свою очередь, свидетели, опрошенные Корнуэллом, утверждают, что все происходило в указанное в официальном сообщении время.
Папа не мог скончаться в 23 часа? Оба секретаря Понтифика сообщили Корнуэллу, что в момент обнаружения тела на нем уже появились признаки трупного окоченения. То есть Папа, по всей видимости, скончался все-таки поздно вечером предыдущего дня.
Яллоп утверждает, что бальзамировщики были вызваны в 5 часов утра, то есть за полчаса до обнаружения тела? В журнале ватиканского пропускного пункта, который изучил Корнуэлл, действительно значится прибытие бальзамировщиков в 5 часов 15 минут. Только не утра, а вечера. Яллоп основывался на ошибочной информации ANSA.
Из папской спальни пропали очки и шлепанцы? Однако пресловутые очки, как установил Корнуэлл, никуда не исчезали – их передали сестре Иоанна Павла I Антоньетте Лучани вместе с другими вещами покойного.
Папа не читал Фому Кемпийского? Но ведь Ватикан и не заявлял об этом. В официальном сообщении сказано всего лишь, что Понтифик «собирался читать». Вариант с «Подражанием Христу» – фантазия журналистов, аккредитованных при Святом Престоле, прозвучавшая в эфире Радио Ватикана.
Пола Марцинкуса видели возле места работы в 6.45? Именно так. Однако сержант швейцарских гвардейцев сообщил Корнуэллу, что Марцинкус был «ранней птахой» – и это полностью противоречит тому, что написал о ватиканском банкире Яллоп.
Джон Корнуэлл не удовлетворился тем, что обрушил доводы своего коллеги-журналиста как карточный домик. Он предложил читателям свою теорию (также основанную на беседах со свидетелями), выставляющую Ватикан в довольно неприглядном свете.
Итак, после полудня 28 сентября Иоанн Павел I почувствовал себя неважно, однако не разрешил Джону Маджи вызывать врача. Во время дневной прогулки у него случился приступ кашля, однако Папа вновь отказался от медицинской помощи. Вечером Папа около часа разговаривал с кардиналом Вийо, после чего жаловался на сильную боль. К услугам врача он снова не захотел прибегать. Корнуэлл утверждает, что в последние дни жизни Папа часто говорил о смерти, что Альбино Лучани тяготило возложенное на его плечи бремя. В 8 часов вечера 28 сентября Папа обедал в компании Диего Лоренци и Джона Маджи. После этого он говорил по телефону с архиепископом Милана кардиналом Джованни Коломбо. Разговор завершился в 21.15. После вечернего богослужения Понтифик отправился спать...
Отталкиваясь от симптомов заболевания Иоанна Павла I и некоторой сбивчивости в сообщениях Лоренци и Маджи, британский журналист пытается реконструировать дальнейшие события. Папа, по его мнению, скончался до полуночи – только не от сердечного приступа, а от эмболии легких. «Иоанн Павел I хотел умереть, условия этому способствовали, а те, кто за этим наблюдал, не попытались его спасти», – пишет Корнуэлл. По его словам, Джон Маджи зашел проведать Папу около полуночи и обнаружил его мертвым на полу. Вместе с Лоренци они посадили покойного на кровать, вложили в его руку бумаги, надели ему очки и спешно покинули спальню. И уже утром мертвого Папу обнаружила сестра Винченца...
Один из секретарей рассказал Корнуэллу, что тело Папы было еще теплым, когда его обнаружили (то есть в 5.30). При этом на теле уже появились признаки окоченения. Корнуэлл утверждает, что это невозможно: труп уже должен был остыть.
Зачем все это было нужно Лоренци и Маджи? Корнуэлл считает, что секретари испугались. Они мигом вспомнили о недомоганиях и жалобах Понтифика. Они решили, что им могут вменить в вину «недогляд» за Понтификом, повлекший за собой его смерть. В итоге кончине Папы был придан вид внезапной, неожиданной смерти, постигшей Альбино Лучани во время чтения...
Разумеется, и Лоренци, и Маджи опровергают доводы Корнуэлла. Неопровержимых доказательств их вины журналист представить не смог...
Традиционалисты вводят в заблуждение
В конце 1980–х годов историк и публицист из США Лори Пайпер подготовила книгу, посвященную обстоятельствам смерти Иоанна Павла I. Книга так и не увидела свет, однако ее фрагменты Пайпер совсем недавно выложила в своем блоге. Она считает, что оснований сомневаться в истинности «ватиканской версии» причин кончины Понтифика нет. Во всяком случае, их не нашел Дэвид Яллоп. Его доводы Пайпер отвергает.
Например, мог ли кардинал Вийо желать смерти Папы? Яллоп считает, что мог: госсекретарь был членом масонской ложи, а Иоанн Павел I намеревался очистить Курию от масонов. Кроме того, Папа якобы хотел разрешить католикам пользоваться противозачаточными средствами, а Вийо был ярым противником этой инициативы.
Лори Пайпер рисует иную картину событий. Миф о масонах в Курии, пишет она, зародился в среде католиков-традиционалистов. Они были противниками реформ II Ватиканского Собора (1962–1965), считая их «делом рук либералов и масонов». В 1970-е годы они бомбардировали Ватикан сфабрикованными списками иерархов – членов тайных лож (кардинал Вийо неизменно в них оказывался). Они даже утверждали, что масоны спрятали настоящего Папу Павла VI и подменили его двойником-марионеткой. В Папе Иоанне Павле I традиционалисты почему-то увидели свою надежду и спасение, борца с коммунизмом и либерализмом. Когда он умер, именно они требовали расследования обстоятельств его смерти. Именно традиционалистам принадлежит версия «масонского заговора», просочившаяся в СМИ и впоследствии развитая Дэвидом Яллопом.
В книге Яллопа Иоанн Павел I – либерал, а масоны – реакционеры. Традиционалисты расставляли акценты иначе: Папа – приверженец традиции, а масоны – либералы. В действительности Понтифик с энтузиазмом воспринимал реформы II Ватиканского Собора. Этот же энтузиазм традиционалисты ставили в вину... кардиналу Вийо. Реформист убил реформиста?! Эту нестыковку Лори Пайпер списывает на то, что Дэвид Яллоп плохо понимал происходившие в Католической Церкви процессы и совершенно не задумывался о целях своих информаторов из традиционалистских кругов.
Более того, Иоанн Павел I, как пишет Пайпер, вовсе не собирался пересматривать учение Католической Церкви о противозачаточных средствах. Он полностью поддержал энциклику Павла VI Humanae vitae 1968 года...
Римскую Курию конца 1970-х в основном составляли сторонники реформ II Ватиканского Собора. Эти реформы не имели ничего общего с целями организации «Пропаганда II». Отсюда предположение Яллопа, будто куриальные иерархи могли служить орудием в руках Личо Джелли и его «команды», выглядит довольно несуразными.
Пол Марцинкус, конечно, оказался замешан в ряде финансовых афер (в одной из них речь шла о миллиарде долларов США!), имел дело и с Роберто Кальви, и с Микеле Синдоной. В книге Дэвида Яллопа Марцинкус – непотопляемый и хитрый махинатор. Однако Лори Пайпер утверждает, что до назначения главой Ватиканского банка у Марцинкуса вообще не было никакого опыта в финансовых делах. По всей видимости, Кальви и Синдона просто воспользовались им. Находясь в нью-йоркской тюрьме, Синдона признался в интервью американскому журналисту, что водил Марцинкуса за нос. «В общении он славный малый, но банкир – нулевой, – говорил Синдона. – Он ничего не понимает в банковском деле».
Мог ли Иоанн Павел I отправить Марцинкуса в отставку? Мог. И, наверное, должен был бы – если бы знал о махинациях. Яллоп утверждает, что Папа все знал. Пайпер – что он не был в курсе дела. По традиции при вступлении на престол Понтифик продлевает – или не продлевает – полномочия глав куриальных структур и связанных с Курией институтов. Полномочия Марцинкуса Иоанн Павел I продлил. Поступил бы он так, зная об аферах, в которые оказался впутан Ватиканский банк?..
В предисловии к изданной в СССР книге Дэвида Яллопа говорилось: «Пройдет, видимо, немало времени, прежде чем о причинах смерти можно будет судить с исчерпывающей достоверностью». Прошло 30 лет. Однако обстоятельства смерти Иоанна Павла I по-прежнему остаются для многих загадкой.