0
1749
Газета Политика Интернет-версия

06.08.2008 00:00:00

Не чужие на празднике

Тэги: украина, униаты, поместная церквь


украина, униаты, поместная церквь Счастлив ли кардинал Гузар (в центре) в одной Церкви с кардиналом Сандри (слева)?
Фото с сайта www.ugcc.org.ua

В киевских торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, принимали участие не только православные. 26 июля на Софиевской площади и во время молебна у памятника жертвам Голодомора можно было увидеть и митрополита Киево-Галицкого кардинала Любомира Гузара, главу Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ). 27 июля в украинских греко-католических храмах совершались торжественные богослужения. Униаты не захотели остаться в стороне от праздничных событий. Проект создания в Украине единой Поместной Церкви, о котором так много в последнее время говорили украинские политики, также не оставляет униатов равнодушным.

Президент Украины Виктор Ющенко еще в начале своего президентства неоднократно высказывался за создание в стране Поместной Церкви. Причем речь шла об объединении четырех (sic!) Церквей. В компанию к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и двум непризнанным православным структурам Ющенко добавил греко-католиков. Казалось, налицо неразборчивость главы государства в церковных вопросах: ведь униаты подчиняются Ватикану, и как можно объединить православных и католиков в «отдельно взятом государстве»?! Однако все не так просто...

«У меня есть мечта»

Украинские униаты обеими руками за Поместную Церковь. В недавнем письме кардинала Гузара главе УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабодану) по случаю Пасхи говорится следующее: «Мы, украинские греко-католики, не раз свидетельствовали о своей готовности сотрудничать в деле создания единой Поместной Украинской Церкви». Гузар считает, что в рамках этого образования «Церкви киевской традиции» должны соотноситься друг с другом... наподобие лиц Святой Троицы. Им следует взаимно признать друг друга Церквами-сестрами, их прихожане могут совместно молиться и причащаться. Поместную Церковь должны признать Рим, Константинополь и Москва. У Киевской Церкви должен быть единый Патриарх, «избранный епископами всех юрисдикций».

Позиция УГКЦ по созданию Поместной Церкви нашла отражение и в двух официальных церковных документах – «Экуменической концепции УГКЦ» и послании «Единый народ Божий на Киевских горах».

В интервью журналу «ПолитикHALL», датированном 2002 годом, кардинал Гузар рассуждал об объединении украинских церковных юрисдикций так: «На основе чего мы могли бы вернуться к изначальному единству? Наилучшим решением я считаю учреждение в Украине Патриархата. Один Патриарх для всех. Мы не претендуем на то, чтобы Патриархом обязательно стал греко-католик... Мы ставим только одно условие: чтобы эта Церковь и этот Патриарх были едины с Римом». О том же говорил Гузар и в интервью корреспонденту «Львовской газеты» в ноябре 2005 года: «Я очень положительно отношусь [к единой Поместной Церкви]... Но у нас одно условие: чтобы эта объединенная Украинская Церковь находилась в сопричастности с преемником святого апостола Петра. Без этого мы не сдвинемся с места...»

Итак, обязательна связь Поместной Церкви с Римом. Фактически это означает, что в УГКЦ моделью для объединения церковных структур считают свою собственную Церковь. Далее: кардинал Гузар считает, что кафедрой единого Патриарха должен стать собор Св. Софии в Киеве. Сейчас это музей, в котором лишь в особых случаях разрешают совершать богослужения. При этом Гузар в июне 2005 года написал письмо Ющенко с просьбой передать греко-католикам здание Консистории в составе ансамбля «Софии Киевской» для размещения курии митрополита. Об этом написала газета «Сегодня». В пресс-секретариате УГКЦ информацию опровергли – зато ее подтвердили в администрации музея. Украинские православные (причем всех юрисдикций) возмутились: униаты хотят завладеть собором. Их опасения едва ли можно назвать беспочвенными. Все в том же 2005 году околоцерковные униатские организации совершали на Софийской площади молебны и проводили акции, требуя передачи храма греко-католикам.

У Любомира Гузара, как некогда у Мартина Лютера Кинга, «есть мечта»: единый Патриарх, находящийся в общении с Римом, чья кафедра – Св. София. Таков «идеальный» проект Поместной Церкви для униатов. Однако его реализация маловероятна. Виктор Ющенко делает ставку на Константинополь. Означает ли это, что греко-католики остаются «не у дел»?..

Как кошка с собакой

В конце 1980-х в Западной Украине оформились две структуры, выступавшие за «национальную Церковь» и видевшие друг в друге угрозу своей монополии на эту идею. Речь идет о греко-католиках и отколовшейся от Московского Патриархата Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). «Автокефалисты» обвиняли униатов во «втором окатоличивании Галиции» и утверждали, что за действиями УГКЦ стоят «люди, издавна скрыто или открыто ориентировавшиеся на Польшу». Эти обвинения очевидным образом расходились с действительностью: отношения между униатами и католиками-поляками («латынниками») были и остаются крайне напряженными. Исторически мотивированная полонофобия – неотъемлемая черта украинского греко-католицизма. В 1991 году униаты, узнав о назначении поляка Марьяна Яворского главой Львовской епархии Римско-Католической Церкви, хотели разлить машинное масло на посадочной полосе, где должен был приземлиться самолет с иерархом на борту. О каких «польских интересах» здесь могла идти речь?

Украинские наблюдатели нередко вспоминают интервью, которое кардинал Гузар дал в 2002 году польской католической газете Tygodnik powszechny. Тогда он, в частности, заявил, что взаимодействие греко-католиков и «латынников» в Украине далеко не идеально. По его словам, римо-католические священники настаивают на том, чтобы в случае смешанных браков таинство совершалось в их церквах, даже если жених – греко-католик. Гузар фактически обвинил поляков в прозелитизме. Если украинка римо-католичка хочет принять монашество, то она проходит послушание (новициат) в Польше, и при этом никто не принимает во внимание ее «возможные греко-католические корни».

«Римско-Католическая Церковь в Украине никак не может определиться – быть ей украинской Церковью латинского обряда или польской Церковью, – считает Гузар. – Это внутренняя проблема «латынников», но мы, греко-католики, с нетерпением ожидаем ее решения... Как нам говорить о любви с православными, если мы, католики, не любим друг друга?.. Постижению правды о католицизме, достижению католического единства мешает трагический исторический опыт: депортация украинцев из Польши, братоубийственные войны, прегрешения самих украинцев в отношении поляков. Как говорить с людьми о католицизме, если он ассоциируется у них исключительно с Польшей? Как убедить их во всеобщности католичества?.. Я не утверждаю, что у нас все в порядке, а у «латынников» все и всегда плохо. Просто я хочу, чтобы Римско-Католическая Церковь в Украине была еще и украинской Церковью».

Во многом показательная ситуация сложилась во Львове в том же 2002 году. Львовская епархия РКЦ попросила главу областной администрации вернуть ей в собственность около сорока объектов. Римо-католики ссылались на соответствующий указ президента Леонида Кучмы, подписанный в марте 2002 года. Многие из объектов, на которые претендовала РКЦ, находились в пользовании у греко-католиков. И греко-католики не желали отдавать их «латинникам». Свое право на владение бывшими «латынскими храмами» они обосновали... демографией. Дескать, до войны поляков во Львове было большинство. Теперь их 20 тысяч – при 600 тысячах украинцев. Зачем такому ничтожному числу поляков столько храмов и зданий?

Эти рассуждения, может, и не были лишены логики. Но ведь кардинал Гузар так хочет, чтобы Римско-Католическая Церковь в Украине стала «украинской»! Когда же вдруг встает вопрос о собственности, УГКЦ безоговорочно апеллирует к стереотипам, с которыми на словах борется ее глава: раз римо-католик – значит, поляк; раз греко-католик – значит, украинец.

Римо-католики оказываются в непростой ситуации. Они могли бы лишить униатов их «национальных» козырей, если бы еще в 1990-е начали «растить» и продвигать священников из числа этнических украинцев. Однако на настоящий момент подавляющее большинство епархий РКЦ в Украине возглавляют поляки (за исключением Мукачевской епархии, где епископ – венгр). Новым викарным архиепископом Львовским в прошлом году был также назначен поляк Мечислав Мокшицкий, многие годы работавший в секретариате Папы Иоанна Павла II.

В то же время совершенно ясно, что кардинал Гузар лукавит. На реальную украинизацию РКЦ униаты немедленно отреагировали бы обвинениями в прозелитизме. Как следствие, Римско-Католическая Церковь в Украине вынуждена придерживаться своей «польскости». Кроме того, в Ватикане далеко не всегда учитывают локальные нюансы, а на бумаге греко-католики и римо-католики – члены одной Церкви.

Однако для униатов, что бы ни говорил в интервью Гузар, национальный элемент куда важнее общекатолического. Римо-католик для них – прежде всего поляк, а Ватикан не помог им в 1946 году, когда греко-католики были вынуждены уйти в подполье. Если поставить униатов перед выбором: Украина или Рим, то решение будет однозначным в пользу национальной Церкви. Тем более что Святой Престол никак не дает УГКЦ желанный статус Патриархата.

«Когда Бог даст...»

В 2005 году Синод УГКЦ постановил перенести кафедру кардинала Гузара из Львова в Киев. У Московского Патриархата это вызвало, мягко говоря, недоумение: что делать в Киеве иерарху, 95% паствы которого проживают в Западной Украине? Синод УГКЦ ответил, что решение было принято на основании 57-го канона Кодекса канонов Католической Церкви. В тексте этого канона действительно говорится о том, что кафедры Предстоятелей Католических Церквей восточного обряда должны находиться в столице. Но касается это лишь патриарших кафедр. А УГКЦ не Патриархат. Ей не предоставляли такого статуса.

3 июня 2004 года члены Синода УГКЦ во главе с кардиналом Гузаром совершили визит в Ватикан (так называемый визит ad limina apostolorum) и беседовали с Папой Иоанном Павлом II о возможности создания греко-католического Патриархата в Украине. Папа ответил униатам: «Я разделяю ваше стремление, я разделяю его в терпеливой молитве, ожидая назначенного Господом дня, когда я смогу засвидетельствовать зрелый плод вашего церковного развития». При жизни Иоанна Павла II этот «назначенный Господом день» так и не наступил. И похоже, что он наступит не скоро.

В июле текущего года Украину посетил префект ватиканской Конгрегации по делам Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри. Журналисты задали ему вопрос о патриаршем статусе УГКЦ. Сандри ответил, что этот вопрос – в компетенции Папы. При этом он подчеркнул, что при его решении следует учитывать, «какие последствия будет иметь провозглашение Патриархата в экуменическом плане». То есть скепсис православных не остался незамеченным в Ватикане. Более того, нет никаких оснований полагать, что этот скепсис со временем сойдет на нет.

В то же время Любомир Гузар считает, что статус митрополии явно недостаточен для УГКЦ. Она, скажем так, «выросла» из этой одежды. «У Поместной Церкви, – писал Гузар в сентябре 2004 года, – есть своя история и сформировавшаяся христианская культура. Но не всякая Поместная Церковь автоматически соответствует критериям Патриархата. Необходима еще и зрелость сознания верующих, выражающаяся в святости ее духовных детей и поддержки ими патриаршества».

Создание в Украине греко-католического Патриархата, утверждает Гузар, никоим образом не направлено против Православных Церквей. «УГКЦ не имеет претензий к православным. И у православных не должно быть претензий к греко-католикам, когда речь заходит о территории или церковной жизни, – приводит слова кардинала официальный сайт УГКЦ. – Наш Патриархат сегодня, в XXI веке, задуман не как препятствие, но как путь к тому состоянию, когда в Украине будет один Патриарх в кафедральном соборе Святой Софии в Киеве». Более того, Патриархат для униатов «не попытка убежать от Рима». Вот что говорит Гузар: «Несомненно, с получением нашей Церковью статуса Патриархата, как того требуют каноны, изменится характер ее отношений с Римом. Но эти изменения коснутся лишь второстепенной административной сферы. Основная черта каждой поместной Католической Церкви – сопричастие с преемником святого апостола Петра, епископом Рима. А от этого мы никогда не отречемся».

Однако многие представители духовенства и прихожане УГКЦ ставят «украинство» выше общения с Римом и считают связь со Святым Престолом формальностью. Они чувствуют, что остаются в стороне от создания Поместной Церкви. Еще в годы австрийского и польского господства в Галиции в среде униатов получила распространение идея возвращения в православие – под омофор Москвы или Константинополя. Именно Константинопольскому Патриарху президент Ющенко отводит ведущую роль в процессе создания «национальной» Украинской Церкви. В июле в украинских СМИ даже появилась информация (впоследствии, впрочем, опровергнутая секретариатом Варфоломея I), что Константинопольский Патриарх считает необходимым общение греко-католиков как с Римом, так и с Константинополем. В общем, не стоит удивляться, если в конце концов украинские униаты захотят вскочить на подножку «восточного экспресса», оставив «латынников» на пустом перроне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1421
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
897
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
639
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
884

Другие новости