Счастлив ли кардинал Гузар (в центре) в одной Церкви с кардиналом Сандри (слева)?
Фото с сайта www.ugcc.org.ua
В киевских торжествах, посвященных 1020-летию Крещения Руси, принимали участие не только православные. 26 июля на Софиевской площади и во время молебна у памятника жертвам Голодомора можно было увидеть и митрополита Киево-Галицкого кардинала Любомира Гузара, главу Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ). 27 июля в украинских греко-католических храмах совершались торжественные богослужения. Униаты не захотели остаться в стороне от праздничных событий. Проект создания в Украине единой Поместной Церкви, о котором так много в последнее время говорили украинские политики, также не оставляет униатов равнодушным.
Президент Украины Виктор Ющенко еще в начале своего президентства неоднократно высказывался за создание в стране Поместной Церкви. Причем речь шла об объединении четырех (sic!) Церквей. В компанию к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и двум непризнанным православным структурам Ющенко добавил греко-католиков. Казалось, налицо неразборчивость главы государства в церковных вопросах: ведь униаты подчиняются Ватикану, и как можно объединить православных и католиков в «отдельно взятом государстве»?! Однако все не так просто...
«У меня есть мечта»
Украинские униаты обеими руками за Поместную Церковь. В недавнем письме кардинала Гузара главе УПЦ МП митрополиту Владимиру (Сабодану) по случаю Пасхи говорится следующее: «Мы, украинские греко-католики, не раз свидетельствовали о своей готовности сотрудничать в деле создания единой Поместной Украинской Церкви». Гузар считает, что в рамках этого образования «Церкви киевской традиции» должны соотноситься друг с другом... наподобие лиц Святой Троицы. Им следует взаимно признать друг друга Церквами-сестрами, их прихожане могут совместно молиться и причащаться. Поместную Церковь должны признать Рим, Константинополь и Москва. У Киевской Церкви должен быть единый Патриарх, «избранный епископами всех юрисдикций».
Позиция УГКЦ по созданию Поместной Церкви нашла отражение и в двух официальных церковных документах – «Экуменической концепции УГКЦ» и послании «Единый народ Божий на Киевских горах».
В интервью журналу «ПолитикHALL», датированном 2002 годом, кардинал Гузар рассуждал об объединении украинских церковных юрисдикций так: «На основе чего мы могли бы вернуться к изначальному единству? Наилучшим решением я считаю учреждение в Украине Патриархата. Один Патриарх для всех. Мы не претендуем на то, чтобы Патриархом обязательно стал греко-католик... Мы ставим только одно условие: чтобы эта Церковь и этот Патриарх были едины с Римом». О том же говорил Гузар и в интервью корреспонденту «Львовской газеты» в ноябре 2005 года: «Я очень положительно отношусь [к единой Поместной Церкви]... Но у нас одно условие: чтобы эта объединенная Украинская Церковь находилась в сопричастности с преемником святого апостола Петра. Без этого мы не сдвинемся с места...»
Итак, обязательна связь Поместной Церкви с Римом. Фактически это означает, что в УГКЦ моделью для объединения церковных структур считают свою собственную Церковь. Далее: кардинал Гузар считает, что кафедрой единого Патриарха должен стать собор Св. Софии в Киеве. Сейчас это музей, в котором лишь в особых случаях разрешают совершать богослужения. При этом Гузар в июне 2005 года написал письмо Ющенко с просьбой передать греко-католикам здание Консистории в составе ансамбля «Софии Киевской» для размещения курии митрополита. Об этом написала газета «Сегодня». В пресс-секретариате УГКЦ информацию опровергли – зато ее подтвердили в администрации музея. Украинские православные (причем всех юрисдикций) возмутились: униаты хотят завладеть собором. Их опасения едва ли можно назвать беспочвенными. Все в том же 2005 году околоцерковные униатские организации совершали на Софийской площади молебны и проводили акции, требуя передачи храма греко-католикам.
У Любомира Гузара, как некогда у Мартина Лютера Кинга, «есть мечта»: единый Патриарх, находящийся в общении с Римом, чья кафедра – Св. София. Таков «идеальный» проект Поместной Церкви для униатов. Однако его реализация маловероятна. Виктор Ющенко делает ставку на Константинополь. Означает ли это, что греко-католики остаются «не у дел»?..
Как кошка с собакой
В конце 1980-х в Западной Украине оформились две структуры, выступавшие за «национальную Церковь» и видевшие друг в друге угрозу своей монополии на эту идею. Речь идет о греко-католиках и отколовшейся от Московского Патриархата Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). «Автокефалисты» обвиняли униатов во «втором окатоличивании Галиции» и утверждали, что за действиями УГКЦ стоят «люди, издавна скрыто или открыто ориентировавшиеся на Польшу». Эти обвинения очевидным образом расходились с действительностью: отношения между униатами и католиками-поляками («латынниками») были и остаются крайне напряженными. Исторически мотивированная полонофобия – неотъемлемая черта украинского греко-католицизма. В 1991 году униаты, узнав о назначении поляка Марьяна Яворского главой Львовской епархии Римско-Католической Церкви, хотели разлить машинное масло на посадочной полосе, где должен был приземлиться самолет с иерархом на борту. О каких «польских интересах» здесь могла идти речь?
Украинские наблюдатели нередко вспоминают интервью, которое кардинал Гузар дал в 2002 году польской католической газете Tygodnik powszechny. Тогда он, в частности, заявил, что взаимодействие греко-католиков и «латынников» в Украине далеко не идеально. По его словам, римо-католические священники настаивают на том, чтобы в случае смешанных браков таинство совершалось в их церквах, даже если жених – греко-католик. Гузар фактически обвинил поляков в прозелитизме. Если украинка римо-католичка хочет принять монашество, то она проходит послушание (новициат) в Польше, и при этом никто не принимает во внимание ее «возможные греко-католические корни».
«Римско-Католическая Церковь в Украине никак не может определиться – быть ей украинской Церковью латинского обряда или польской Церковью, – считает Гузар. – Это внутренняя проблема «латынников», но мы, греко-католики, с нетерпением ожидаем ее решения... Как нам говорить о любви с православными, если мы, католики, не любим друг друга?.. Постижению правды о католицизме, достижению католического единства мешает трагический исторический опыт: депортация украинцев из Польши, братоубийственные войны, прегрешения самих украинцев в отношении поляков. Как говорить с людьми о католицизме, если он ассоциируется у них исключительно с Польшей? Как убедить их во всеобщности католичества?.. Я не утверждаю, что у нас все в порядке, а у «латынников» все и всегда плохо. Просто я хочу, чтобы Римско-Католическая Церковь в Украине была еще и украинской Церковью».
Во многом показательная ситуация сложилась во Львове в том же 2002 году. Львовская епархия РКЦ попросила главу областной администрации вернуть ей в собственность около сорока объектов. Римо-католики ссылались на соответствующий указ президента Леонида Кучмы, подписанный в марте 2002 года. Многие из объектов, на которые претендовала РКЦ, находились в пользовании у греко-католиков. И греко-католики не желали отдавать их «латинникам». Свое право на владение бывшими «латынскими храмами» они обосновали... демографией. Дескать, до войны поляков во Львове было большинство. Теперь их 20 тысяч – при 600 тысячах украинцев. Зачем такому ничтожному числу поляков столько храмов и зданий?
Эти рассуждения, может, и не были лишены логики. Но ведь кардинал Гузар так хочет, чтобы Римско-Католическая Церковь в Украине стала «украинской»! Когда же вдруг встает вопрос о собственности, УГКЦ безоговорочно апеллирует к стереотипам, с которыми на словах борется ее глава: раз римо-католик – значит, поляк; раз греко-католик – значит, украинец.
Римо-католики оказываются в непростой ситуации. Они могли бы лишить униатов их «национальных» козырей, если бы еще в 1990-е начали «растить» и продвигать священников из числа этнических украинцев. Однако на настоящий момент подавляющее большинство епархий РКЦ в Украине возглавляют поляки (за исключением Мукачевской епархии, где епископ – венгр). Новым викарным архиепископом Львовским в прошлом году был также назначен поляк Мечислав Мокшицкий, многие годы работавший в секретариате Папы Иоанна Павла II.
В то же время совершенно ясно, что кардинал Гузар лукавит. На реальную украинизацию РКЦ униаты немедленно отреагировали бы обвинениями в прозелитизме. Как следствие, Римско-Католическая Церковь в Украине вынуждена придерживаться своей «польскости». Кроме того, в Ватикане далеко не всегда учитывают локальные нюансы, а на бумаге греко-католики и римо-католики – члены одной Церкви.
Однако для униатов, что бы ни говорил в интервью Гузар, национальный элемент куда важнее общекатолического. Римо-католик для них – прежде всего поляк, а Ватикан не помог им в 1946 году, когда греко-католики были вынуждены уйти в подполье. Если поставить униатов перед выбором: Украина или Рим, то решение будет однозначным в пользу национальной Церкви. Тем более что Святой Престол никак не дает УГКЦ желанный статус Патриархата.
«Когда Бог даст...»
В 2005 году Синод УГКЦ постановил перенести кафедру кардинала Гузара из Львова в Киев. У Московского Патриархата это вызвало, мягко говоря, недоумение: что делать в Киеве иерарху, 95% паствы которого проживают в Западной Украине? Синод УГКЦ ответил, что решение было принято на основании 57-го канона Кодекса канонов Католической Церкви. В тексте этого канона действительно говорится о том, что кафедры Предстоятелей Католических Церквей восточного обряда должны находиться в столице. Но касается это лишь патриарших кафедр. А УГКЦ не Патриархат. Ей не предоставляли такого статуса.
3 июня 2004 года члены Синода УГКЦ во главе с кардиналом Гузаром совершили визит в Ватикан (так называемый визит ad limina apostolorum) и беседовали с Папой Иоанном Павлом II о возможности создания греко-католического Патриархата в Украине. Папа ответил униатам: «Я разделяю ваше стремление, я разделяю его в терпеливой молитве, ожидая назначенного Господом дня, когда я смогу засвидетельствовать зрелый плод вашего церковного развития». При жизни Иоанна Павла II этот «назначенный Господом день» так и не наступил. И похоже, что он наступит не скоро.
В июле текущего года Украину посетил префект ватиканской Конгрегации по делам Восточных Церквей кардинал Леонардо Сандри. Журналисты задали ему вопрос о патриаршем статусе УГКЦ. Сандри ответил, что этот вопрос – в компетенции Папы. При этом он подчеркнул, что при его решении следует учитывать, «какие последствия будет иметь провозглашение Патриархата в экуменическом плане». То есть скепсис православных не остался незамеченным в Ватикане. Более того, нет никаких оснований полагать, что этот скепсис со временем сойдет на нет.
В то же время Любомир Гузар считает, что статус митрополии явно недостаточен для УГКЦ. Она, скажем так, «выросла» из этой одежды. «У Поместной Церкви, – писал Гузар в сентябре 2004 года, – есть своя история и сформировавшаяся христианская культура. Но не всякая Поместная Церковь автоматически соответствует критериям Патриархата. Необходима еще и зрелость сознания верующих, выражающаяся в святости ее духовных детей и поддержки ими патриаршества».
Создание в Украине греко-католического Патриархата, утверждает Гузар, никоим образом не направлено против Православных Церквей. «УГКЦ не имеет претензий к православным. И у православных не должно быть претензий к греко-католикам, когда речь заходит о территории или церковной жизни, – приводит слова кардинала официальный сайт УГКЦ. – Наш Патриархат сегодня, в XXI веке, задуман не как препятствие, но как путь к тому состоянию, когда в Украине будет один Патриарх в кафедральном соборе Святой Софии в Киеве». Более того, Патриархат для униатов «не попытка убежать от Рима». Вот что говорит Гузар: «Несомненно, с получением нашей Церковью статуса Патриархата, как того требуют каноны, изменится характер ее отношений с Римом. Но эти изменения коснутся лишь второстепенной административной сферы. Основная черта каждой поместной Католической Церкви – сопричастие с преемником святого апостола Петра, епископом Рима. А от этого мы никогда не отречемся».
Однако многие представители духовенства и прихожане УГКЦ ставят «украинство» выше общения с Римом и считают связь со Святым Престолом формальностью. Они чувствуют, что остаются в стороне от создания Поместной Церкви. Еще в годы австрийского и польского господства в Галиции в среде униатов получила распространение идея возвращения в православие – под омофор Москвы или Константинополя. Именно Константинопольскому Патриарху президент Ющенко отводит ведущую роль в процессе создания «национальной» Украинской Церкви. В июле в украинских СМИ даже появилась информация (впоследствии, впрочем, опровергнутая секретариатом Варфоломея I), что Константинопольский Патриарх считает необходимым общение греко-католиков как с Римом, так и с Константинополем. В общем, не стоит удивляться, если в конце концов украинские униаты захотят вскочить на подножку «восточного экспресса», оставив «латынников» на пустом перроне.