По просьбе «НГР» политики и публицисты, придерживающиеся левых взглядов, высказали свое отношение к призывам представителей Московского Патриархата осудить советскую эпоху и коммунистическую идеологию.
Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ
В отношениях между государством и Церковью в советской России было немало не только трагических страниц, но и эпох подъема, блестящих взлетов. Созидательного здесь накоплено все-таки гораздо больше. Потому что и государство, и Церковь прилагали очень большие усилия, чтобы понять друг друга, нормализовать отношения и объединить усилия для служения Отечеству.
Сталинский пример в этом отношении чрезвычайно показателен. Напомню, что уже в ноябре 1939 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) было отменено указание от 1 мая 1919 года «О борьбе с попами и религией». Утрачивали силу и «все соответствующие инструкции ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей Церкви и православноверующих». Было восстановлено патриаршество. Возрождались церкви.
Да, в дальнейшем в отношениях государства и Православной Церкви вновь возникали проблемы. Прежде всего во времена Хрущева и оттепели, которая обернулась лютым морозом для православного мира и традиционных русских ценностей. Однако и эти негативные моменты постепенно преодолевались.
Сейчас на дворе новая эпоха. Она предъявляет к политическим силам свои требования. Главное среди них – спасение отечественной государственности. А значит, и особая роль борьбы за сбережение государствообразующего русского народа. Что невозможно без возрождения исторической роли православия и Русской Православной Церкви.
Мы, коммунисты, неуклонно проводили и будем проводить курс на всемерное сотрудничество с РПЦ и православным миром. Ибо мы сами часть православного мира, так как примерно треть наших избирателей и сторонников – люди искренне верующие. Такого православного ядра не имеет ни одна другая политическая сила России.
Поэтому даже когда на нас пытаются обрушить несправедливую хулу те или иные представители духовенства, мы воспринимаем ее с терпением, не обижаясь и не впадая в гнев. И готовы как добрым словом, так и полезным делом убеждать наших оппонентов, что у нас с ними несомненно больше общего, чем разъединяющего.
Александр Проханов, писатель, публицист
Эти отношения очень противоречивы, а может быть, наоборот, диалектически оправданны. Конечно, при советской власти были грандиозные гонения на Церковь, особенно до 30-х годов. Большевики выбивали ту часть русского народа, которая была «неисправима», несла на себе печать дореволюционного времени. Но есть и другое мнение, которое редко озвучивается. Тучная, телесная, исполненная земных притязаний Церковь XVIII и XIX веков, полная успокоения, благостности, ожесточившая против себя народ – эта Церковь в результате гонений обрела святомучеников. Опять православие вернулось в огонь мученичества за Христа. Поэтому большевики, избивая духовенство, не желая того, создавали сонм новых святых.
Именно большевики вернули Церкви патриарший престол, отнятый Петром I. Церковь всегда мечтала о создании патриаршества, создании централистской иерархии. Но, покарав и извергнув первого Патриарха – Тихона и поставив на его место Сергия, большевики сделали Церковь абсолютно послушной своей власти. Все церковники, включая нынешних, – сергианцы. Они на протяжении всего 70-летия советской власти возносили молитвы за нее, за режим. Они были слугами коммунистического режима. Не секрет, что большинство церковников, уезжавших на иностранные подворья, были действующими офицерами госбезопасности. Ни один священник на территории СССР не рукополагался без санкции спецслужб. «Зарубежники» упрекали РПЦ, что она служила сатанинской большевистской власти. И нынешний Патриарх Алексий, когда он звался еще Ридигером и служил в Прибалтике в своем монастыре, возносил молитвы за коммунистическую власть. Поэтому, если нынешняя Церковь хочет осуждать советскую власть, она должна осуждать и самое себя как часть того режима. Именно красная сталинская империя обеспечила Православной Церкви гегемонию и доминанту во всем православном мире. Московская Патриархия контролировала Болгарию, Румынию, Югославию, были притязания на греческую Церковь.
Сегодняшний церковно-монархический пласт, который все больше усиливается, приобретает влияние, получил эту власть не в результате какого-то восстания, а из рук либералов, сокрушивших в 1991 году советский строй. И либералы сейчас манипулируют Церковью, провоцируя молодых церковников выступать за десоветизацию и десталинизацию. Из народа-сталиниста (об этом свидетельствуют опросы) выбьют остатки имперскости, и сознание новых поколений будет не имперским, а республиканским. Эта идеологическая схватка, которую мы сейчас наблюдаем, между советским, что лежит в основе сознания нашего народа и частично интеллигенции (в том числе атеистической), и контрсоветским, монархическим – эта схватка во многом инспирирована сознательной и несознательной агентурой либерализма. И она идет во вред стране. Она опять будоражит раны, приводит Россию в состояние агонии, мешая русскому развитию.
Если церковники в советское время скрывали свой монархизм и верность Христу, то это просто ренегаты, они должны пасть на колени и, протирая до дыр свои рясы и подрясники, ползти к кресту и вымаливать прощение. Они грешники, они осквернили свой сан, духовное призвание. Не захотели принести жертву за Христа. Когда их братьев расстреливали и рубили шашками, топили на баржах, они молились за советский строй. Значит, они и сейчас лгут! Если в такую огромную ложь погружена Церковь, то ей вообще не место в общественном сознании. Я не хочу думать, что они лгали и притворялись, что у нас такая Церковь!
Сергей Малинкевич, председатель ЦК Межрегиональной общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области»
Антикоммунистические заявления делают священнослужители, занимающие официальные должности в структурах Московского Патриархата. На них сильное давление оказывают мирские власти. Мы находимся постоянно в контакте с рядовыми священниками, настоятелями малых приходов, например в Ленинградской области, и видим их позитивное отношение к коммунистам и сталинскому наследию. Среди сочувствующих левым силам был и покойный ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Он, безусловно, осуждал репрессии, богоборчество, но понимал, что православным верующим и коммунистам необходимо взаимодействовать в борьбе с западным влиянием, с реставрацией капитализма. Поэтому нынешние иерархи РПЦ могут довести Церковь до раскола таким пренебрежительным отношением к мнению своих прихожан и низшего клира. На наш взгляд, антикоммунистическая кампания – результат заговора Дома Романовых, верхушки РПЦ и ряда деятелей «Единой России». У них план такой: добиться реабилитации Николая II, а потом поставить вопрос о возвращении собственности Романовых, возможно, и изменить государственный строй – реставрировать монархию. Верхушка Церкви заинтересована в реставрации монархии. Они хоть и получили сейчас большую поддержку, собственность, но надеются на большее.