0
1329
Газета Политика Интернет-версия

21.05.2008 00:00:00

Непокорный епископ

Хуан Кобо

Об авторе: Хуан Кобо - испанский политолог и журналист.

Тэги: ватикан, парагвай, президент, епископ


ватикан, парагвай, президент, епископ Католическая Церковь возлагала большие надежды на Фернандо Луго (слева). И он превзошел её ожидания. На фото: встреча Фернандо Луго с Папой Иоанном Павлом II.
Фото Reuters

Ватикан до сих пор находится в замешательстве перед лицом не имеющего прецедента в его многовековой истории факта: впервые католический епископ избран... президентом страны. Речь идет о Парагвае, где в апреле, после более 60 лет монопольного правления ультраконсервативной партии «Колорадо», на выборах с большим перевесом победила коалиция «Патриотический альянс за перемены», объединившая ряд левых партий и организаций. Причем одной из причин успеха коалиции стало то, что ее создал и возглавил бывший глава епархии города Сан-Педро 56-летний епископ на покое Фернандо Луго.

Многие информагентства (в том числе и российские) сообщили, что Луго – «бывший епископ». Однако это не совсем так. Конечно, Святой Престол запрещает прямое участие духовенства в политической жизни. Не желая вызывать недовольство Церкви, у которой в Парагвае сильные позиции, Луго, внешне подчеркивающий лояльность Ватикану, еще в январе прошлого года обратился к Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой разрешить ему заниматься политической деятельностью в качестве частного лица, то есть временно приостановить его епископские полномочия.

Однако из Ватикана последовал отказ. Префект Конгрегации по делам епископов кардинал Джованни Батиста Ре заявил, что «епископство – это служение, которое принимается добровольно раз и навсегда». Таким образом, Луго по-прежнему сохраняет свой сан и не должен забывать о своих обязательствах перед Церковью. Парагвайскому иерарху пригрозили санкциями, если он будет баллотироваться на пост президента. На Фернандо Луго эти угрозы не подействовали. Он публично попросил у Церкви прощения и свою кандидатуру на выборах все же выставил.

В том, что латиноамериканский католический епископ стал активно заниматься политикой, встав на сторону бедных и обездоленных, нет ничего существенно нового. Чудовищные социальные контрасты, повсеместная нищета во многих странах этого континента давно привели к тому, что представители Церкви, тесно связанные с народом, выступали в его защиту. Иногда даже с оружием в руках, как было в Никарагуа, где священник Эрнесто Карденаль стал одним из лидеров сандинистских повстанцев, а после их победы в 1979 году – министром культуры. Широко известно и имя колумбийского священника Камило Торреса, который примкнул к ультралевым повстанцам (гериллья) и погиб в бою с правительственными войсками. В ряде стран Католическая Церковь выступала против правых диктатур, репрессий, защищала их жертв, разоблачала убийц. За это, в частности, в 1980 году выстрелом ультраправого боевика был убит во время мессы архиепископ Сан-Сальвадора Оскар Ромеро, которого сейчас на родине требуют причислить к лику святых мучеников. В Чили коммунисты даже приветствовали вступление католиков в партию, хотя это вызывало недоумение у «старших товарищей» в Москве.

Однако никогда еще в католическом мире священнослужитель столь высокого ранга, как Луго, не избирался главой государства.

Инаугурация Луго, согласно Конституции Парагвая, состоится в августе. Что в этой ситуации делать Ватикану? Конечно, он может отлучить епископа от Церкви. Но нельзя не учитывать и такой момент: у Святого Престола дипломатические отношения с Парагваем. Как заявил пресс-секретарь Конференции католических епископов Парагвая священник Роке Акоста, в Риме сейчас рассматриваются «разные варианты», но пока там воздерживаются от комментариев.

Что определило столь необычный путь нового президента Парагвая? Он родился в бедной семье, в которой было семеро детей. В годы правления диктатора Альфредо Стресснера родителей и братьев Фернандо неоднократно арестовывали, так как они были в оппозиции к правящему режиму. Их пытали, некоторые из них вынуждены были эмигрировать. Фернандо мечтал стать офицером, но после окончания срочной военной службы, учитывая взгляды его семьи, в армии его не приняли в офицерскую школу. Тогда он вступил в миссионерское общество «Слово Господне» (Societas Verbi Divini), которое действовало среди местных индейцев гуарани. В 1977 он стал священником, служил в провинциальной глубинке в Эквадоре.

Способности Луго были замечены, и он был отправлен в Рим в 1983 году, где в Григорианском университете изучал социальную доктрину Церкви. После четырех лет пребывания в Италии Луго вернулся на родину и был назначен епископом города Сан-Педро. И здесь он первостепенное внимание уделял индейцам и бедным, к голосу которых никто не желал прислушиваться, со временем стал их лидером, создал движение «Гражданское сопротивление», устроившее в 2006 году многотысячный марш протеста. Так начался его путь в политике.

От Луго многого ждут в Парагвае, где более 200 лет царили правые режимы, наиболее ярким примером которых является длившаяся 35 лет диктатура Альфредо Стресснера. Здесь бушевали войны, унесшие жизни до 70% населения. Эта страна – одна из беднейших на континенте.

Одержав победу на президентских выборах, Луго провозгласил своей главной целью сокращение ужасающего социального неравенства и борьбу с разъевшей страну коррупцией. Он подчеркнул также, что результаты выборов в его стране – «новая победа левых сил в Латинской Америке». В ряде интервью Луго уточнил, что будет искать «третий путь» – между такими леворадикальными правительствами, как в Венесуэле и Боливии, и умеренными левыми режимами, как в Бразилии и Чили.

В данном контексте понятие «левый» не тождественно тому, каким оно, например, воспринимается на Кубе. Все левые правительства континента – а их сейчас подавляющее большинство – признают частную собственность, приветствуют рыночную экономику, провозглашают верность нормам демократии. Разница лишь в том, в какой мере они делают упор на перераспределение доходов в пользу беднейших слоев населения, на пересмотр прежних кабальных договоров с иностранными монополиями, на достижение реальной независимости от США.

Тем временем Бенедикт XVI, славящийся осторожностью в политике, не желает делать ничего такого, что могло бы нанести вред новому президенту Парагвая, вызывающему столь большие надежды в стране, которая переживает поворотный момент после отстранения от власти партии «Колорадо». Тем более что и Церковь в Парагвае относится к Луго в целом положительно. Не случайно в Конференции католических епископов страны не исключают, что по истечении срока президентских полномочий Луго, если пожелает, «сможет вновь вернуться к своей архипастырской деятельности».

Валенсия


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1838
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1152
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
845
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1134

Другие новости